Уже второй год институт физики принимает участие в проекте университета «Герценовская среда», рассчитанном на привлечение старшеклассников. Цель программы – профориентация учащихся на основе их погружения в научно-образовательную среду факультетов/институтов на основе выбора учащихся.
В прошлом учебном году в рамках программы «Герценовская среда» сотрудниками института физики были проведены квест-игры и экскурсии в учебные и научные лаборатории института. В этом учебном году проект «Герценовская среда» представляет собой дополнительную общеразвивающую программу, состоящую из 3 модулей по 16 часов.
29 ноября институт физики принял участие в реализации модуля 2 «Физика от нано- до мегамира» для школьников, выбравших технологическое направление. На программу этого дня записался 31 человек, пришли в институт физики 16.
Программу открыла заместитель директора института физики Надежда Ивановна Анисимова. Надежда Ивановна рассказала учащимся школ об институте физики и образовательных программах, на которые открыт прием абитуриентов в 2024 году. Затем ведущим научным сотрудником НИИ физики, кандидатом физико-математических наук Виталием Дмитриевичем Вертоградовым была прочитана научно-популярная лекция «Эти удивительные черные дыры» – об одних из самых загадочных объектах во Вселенной. Лектор объяснил, как они формируются, что наблюдается внутри и вблизи черных дыр. Лекция вызвала большой интерес слушателей.
После лекции была организована экскурсия в научные лаборатории института физики. Школьники познакомились с возможностью компьютерного моделирования новых материалов, смогли оценить современное диагностическое оборудование нанотехнологий, позволяющее заглянуть в мир нанообъектов. Наибольший интерес у учащихся вызвало знакомство с астрономическим кластером института физики.
Всем участникам мероприятия 2-го модуля «Герценовская среда» было предложено участие в мероприятиях модуля 3 «Хакатон – физика от нано- до мегамира». Был подготовлен ряд заданий для исследовательских работ учащихся, например: 1) Дистанционное зондирование Земли; 2) Компьютерное материаловедение; 3) Решение интересных задач по космологии.
К сожалению, желающих участвовать в нашем хакатоне не нашлось. Скорее всего, это связано с тем, что к участию в проекте «Герценовская среда» были привлечены школьники только педагогических классов, и на занятиях модуля № 1 они были недостаточно информированы и ориентированы на естественно-научное направление.