Главная » Новости » В институте физики состоялась научно-практическая конференция «Герценовские чтения: актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе»

В институте физики состоялась научно-практическая конференция «Герценовские чтения: актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе»

17-18 мая в институте физики РГПУ им. А.И. Герцена прошла ежегодная международная научно-практическая конференция  «Герценовские чтения: актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе». Конференция проходила в «смешанном режиме».

В этом году для участия в конференции были поданы заявки представителями различных университетов Санкт-Петербурга, гимназий, лицеев, школ города и Ленинградской области. Были представлены университеты и институты других городов России (Калуга, Иваново, Глазов, Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола). В работе конференции приняли участие представители Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана. Всего за два дня работы конференции было заслушано 29 докладов и проведено два «круглых» стола.

Открыл конференцию и выступил с докладом «Методика преподавания физики. Связь времен. Из истории кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И. Герцена. Герценовские чтения» председатель организационного комитета конференции и главный редактор сборника научных статей «Физика в школе и ВУЗе» Борис Алексеевич Комаров. Он рассказал о тех преподавателях, сотрудниках, которые работали на кафедре методики обучения физике с начала 20-го века, об основных направлениях развития методической науки, во многом определявшие развитие методики физики, и в Советском Союзе, и в России.

Значительный интерес вызвал доклад профессора кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И.Герцена Александра Викторовича Ляпцева «Закон сохранения импульса в магнитостатике. От дальнодействия к близкодействию», который перешел в весьма содержательную дискуссию.

Доклад Комарова Б.А. «Некоторые проблемы формирования основ функциональной грамотности в контексте современного образования» также вызвал большое количество вопросов и комментариев.

Как всегда блестящие сообщения по проблемам школьного физического эксперимента были представлены  Валерием Вильгельмовичем Майером, доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой физики и дидактики физики Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко (Глазов, Республика Удмуртия, Россия) и Екатериной Ивановной Вараксиной,  доцентом кафедры физики и дидактики физики, со своими коллегами (сотрудниками и студентами).

В работе конференции помимо преподавателей вузов самое активное участие принимали учителя школ и лицеев. Следует отметить выступления Анатолия Моисеевича Гончарова, учитель физики, МБОУ “Сиверская гимназия” (городской поселок Сиверский, Россия), Сергея Евгеньевича Тихомирова, учителя физики и математики, ГБОУ лицей № 82 (Санкт-Петербург, Россия).

Большой интерес вызвал исключительно актуальный доклад Надежды Олеговны Ивановой, учителя физики и информатики, ГБОУ гимназия № 526 Московского района Санкт-Петербурга «Индивидуальный итоговый проект и его воспитательный потенциал».

Активное участие в работе конференции принимали и молодые ученые, доклады которых вызвали серьезный интерес. Необходимо отметить выступления Анастасии Машкиной, Марьяны Зуевой, Константина Тимочко, Артема Сверканова и Максима Бойцова.

Завершал работу первого дня конференции «Круглый стол» «Особенности преподавания физики в школе и вузе на современном этапе развития образования», на котором с содержательным докладом выступила заместитель директора института физики РГПУ им. А.И. Герцена Елена Юрьевна Семенова. Доклад вызвал продолжительную дискуссию.

Второй день конференции открывал доклад Людмилы Анатольевны Ларченковой, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, заведующей кафедрой методики обучения физике (Санкт-Петербург, Россия) «Методическая подготовка учителя физики: ожидания и реальность». Значительное количество вопросов, комментариев говорит о важности рассмотренной проблематики.

Во второй день конференции также заслушивались доклады работников университетов, институтов, школ и лицеев.

Казалось бы, частный вопрос – «миражи над Финским заливом» рассмотренный в докладе Александра Альбертовича Лужкова, кандидата физико-математических наук, доцента кафедры физической электроники РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) и Виктора Васильева, студена института физики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия) вызвал у аудитории значительный интерес.

Об участии института физики в университетском проекте “Продленка с Герценовским университетом” рассказала Светлана Анатольевна Варфаламеева, доцент кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И. Герцена.

Завершал работу второго дня конференции «круглый» стол «Преподавание астрономии в школе и вузе на современном этапе развития образования», на котором с очень интересными, содержательными и весьма «проблемными» докладами выступили: Владимир Петрович Пронин, профессор кафедры теоретической физики и астрономии, РГПУ им. А.И. Герцена и Светлана Анатольевна Кубышкина, доцент кафедры теоретической физики и астрономии РГПУ им. А.И. Герцена.

После окончания обсуждения председатель оргкомитета Борис Алексеевич Комаров подвел итоги работы конференции и наметил пути дальнейшего научного и методического сотрудничества.

По результатам работы конференции традиционно планируется издание международного сборника научных статей «Физика в школе и ВУЗе».

Больше фотографий на сайте конференции – https://confmof.herzen.spb.ru/

Новости