Лаборатория физики полуметаллов

Заведующий лабораторией

Грабов Владимир Минович

Заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор.

Область научных интересов: физика конденсированного состояния, физика полуметаллов и узкозонных полупроводников, термоэлектричество, неравновесная термодинамика, преподавание физики в вузах. Опубликовано более 350 научных работ, в том числе является соавтором коллективной монографии по термоэлектричеству. Член диссертационного совета Д 999.069.02

Контактная информация

Тел./ факс: +7 (812) 315-53-96
E-mail: vmgrabov@yandex.ru
Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 3.
Часы работы: пн-пт с 10.00 до 18.00

Основные направления работы лаборатории

Исследования закономерностей изменения физических свойств полуметаллов и узкозонных полупроводников при переходе от массивных монокристаллов к низкоразмерным и наноразмерным объектам и связаны с исследованиями физики:

• кристаллизации и кинетических явлений в полуметаллах и узкозонных полупроводниках;
  • низкотемпературных термоэлектрических материалов;
  • термоэлектрических явлений в условиях, далеких от термодинамического равновесия, включая процессы самоорганизации;
  • тонких пленок и микропроволок, классических и квантовых размерных эффектов;
  • микроструктуры поверхности и объемной структуры тонких пленок полуметаллов с помощью сканирующей зондовой микроскопии и спектроскопии;
  • плазменных и магнитооптических явлений в полуметаллах и узкозонных полупроводниках;
  • установление закономерностей изменения физических свойств полуметаллов и узкозонных полупроводников при переходе от массивных монокристаллов к низкоразмерным и наноразмерным объектам.

Недавние научные результаты

1. Выявлены тенденции изменения зонной структуры сплава висмут-сурьма в пленочном состоянии в зависимости от температурного расширения материала подложки.
  2. Установлена определяющая роль классического размерного эффекта и рассеяния на границах кристаллитов в формировании величины разностных гальваномагнитных и термоэлектрических эффектов в тонких пленках полуметаллов.

Основные публикации

1. Демидов Е.В., Грабов В.М., Комаров В.А., Каблукова Н.С., Крушельницкий А.Н. Состояние топологического изолятора в тонких пленках висмута под воздействием плоскостной деформации растяжения // Физика твердого тела. 2018. 60. (3). С. 452-455.
  2. Грабов В.М., Зайцев А.А., Кузнецов Д.В., Сидоров А.В. Термоэлектрические и термоэлектрокинетические явления в жидких биологических системах // Журнал технической физики, 2018, № 10 с. 1462.
  3. Грабов В.М., Комаров В.А., Демидов Е.В., Суслов А.В., Суслов М.В. Гальваномагнитные свойства тонких пленок Bi95Sb5 на подложках с различным температурным расширением // Письма в ЖТФ, 2018, выпуск 11 С. 71.