Занятия по курсу «Использование ресурсов дополнительного образования при обучении физике» организованы совместно кафедрой методики обучения физике, заведующей кафедрой Людмилой Анатольевной Ларченковой и коллективом Центра детского и молодежного инженерного творчества под руководством директора Веры Алексеевны Поповой.
Проектная инженерная деятельность стала появляться в качестве одной из обязательных дисциплин в технических вузах несколько лет назад, при этом она с трудом интегрируется в существующий учебный процесс, что связано с нехваткой специалистов, способных выполнять инженерные разработки, и неготовностью преподавателей к исполнению роли руководителя проекта.
Введение проектной инженерной деятельности в программы педагогического вуза ещё более сложно, но в тоже время, можно утверждать, абсолютно необходимо — именно учителя школ дают «старт» образования следующим поколениям.
Хорошо понимая и необходимость, и сложность задачи, в РГПУ им. А. И. Герцена приняли решение: начинать и двигаться вперед! Во-первых, подготовили кадры: несколько студентов — физиков прошли обучение разработке и осуществлению проектов в рамках «Инженерного практикума», проводимого в ЦДМИТ с учениками 8–10 классов на базе стандартного оборудования ЦМИТов. Сегодня они магистранты факультета физики и инженеры ЦДМИТ. Во-вторых, подготовили возможные варианты инженерных проектов, которые предложили студентам для самостоятельно разработки и уже на первой встрече один из студентов предложил свой проект!
3 сентября в ЦДМИТ прошло вводное занятие студентов-педагогов 3 курса, которое имело целью познакомить их с основными этапами разработки мехатронных устройств — проектированием, конструированием, созданием систем управления, а также с основными инструментами, используемыми при выполнении работ — CAD «Компас 3D», средства Arduino, станки с ЧПУ, программы управления проектами. Студенты познакомились с несколькими устройствами, разработанными и изготовленными школьниками ранее — элементами создаваемого в ЦДМИТ театра «I-Teater», акторами которого являются различные мехатронные устройства — куклы, световые и музыкальные блоки. Далее они познакомились с задачей, которую им предстоит решить в ходе работы над проектом.
Преподавать курс будут доцент кафедры физической электроники Ирина Олеговна Попова и доцент кафедры методики обучения физике Артемий Николаевич Крушельницкий, от ЦДМИТ в работе примут участие заведующий лабораторией ЦДМИТ Игорь Павлович Ефимов, заведующий мастерской ЦДМИТ Лев Сергеевич Миргородский, а также инженеры ЦДМИТ, магистранты факультета физики Павел Иванович Марланд и Роман Сергеевич Степанов.
Главная цель курса — дать студентам понимание того, как организовать проектную деятельность, какой инструментарий использовать и как достичь результата, при этом параллельно изучается проектирование, программирование и работа на станках. Он добавляет также, что проект невозможен без команды, поэтому на первом же занятии учащиеся разделились на группы и распределили свои обязанности. Такой подход позволит развить не только профессиональные, но и коммуникативные навыки, что сегодня очень важно не только в педагогике, но и любой другой профессиональной сфере.
На зачёте, который состоится в декабре, ребята представят созданный ими конечный продукт. А поскольку работа ЦДМИТ подразумевает взаимодействие детей и студентов, кто-то из них при желании сможет вернуться в Центр в качестве преподавателя, чтобы обучать школьников и продолжать педагогическую практику.
Источник информации: https://www.herzen.spb.ru/news/03-09-2021_1/