Кафедра методики обучения физике (в то время кафедра методики преподавания физики) была создана в 1920 году – через два года после того, как ранее существовавшее образовательное учреждение было несколько перепрофилировано и получило название педагогического института.
В мае 1918 года в России создается Совет экспертов под руководством А.В.Луначарского. Этот Совет всячески подчеркивает необходимость повышения научного уровня школьного курса физики, его практической направленности. Это связано, прежде всего, с перспективными планами активного развития промышленности и, естественно, обеспечением ее высококвалифицированными инженерными и конструкторскими кадрами. Созданный Совет руководит всей программно-методической работой в стране.
Сформированная кафедра методики преподавания физики поначалу не имела своего постоянного помещения. Своеобразной базой для работы и отчасти филиалом являлись классы Тенишевского училища на Моховой улице, где с 1904 года работал учителем физики Петр Алексеевич Знаменский, которого без преувеличения можно назвать основателем кафедры и во многом создателем методики преподавания физики как науки. Кафедра методики преподавания физики становится ведущим центром педагогической мысли в стране. В эти годы силами кафедры создаются многочисленные учебные пособия, задачники, методические рекомендации и т.д., формируются курсы методики физики – своеобразный прообраз современных институтов усовершенствования учителей и академий постдипломного образования. В эти годы с кафедрой активно сотрудничают: А.П. Афанасьев, К.К. Баумгарт, О.Д. Хвольсон, С.А. Боровик, А.Н. Молчанова и др.
С 1938 года кафедра начинает выпуск ученых записок и трудов участников Герценовских чтений – прекрасной возможности обсуждения проблем современной методической науки, обмена опытом, создания условий для совместной работы и т.д. На ежегодные Герценовские чтения до начала 90-х годов со всей страны традиционно собиралось более ста ведущих специалистов в области методики преподавания физики.
Многомерная, яркая история кафедры методики физики “писалась” теми, кто многие годы плодотворно, целеустремленно, творчески работал на кафедре в разные периоды ее становления и развития.
П.А. Знаменский начал свою педагогическую деятельность в 1901 году после окончания Петербургского университета. П.А. Знаменский принимает активное участие в деятельности различных комиссий, съездов и т.п., основная цель которых состояла в формировании условий для всемерного повышения уровня преподавания физики в различных учебных заведениях, в частности, в работе русского физико-химического общества, в педагогической секции Менделеевского съезда в 1911 году, в подготовке 1-го Всероссийского съезда учителей физики, химии и космографии в 1913 году. П.А. Знаменский руководил работой кафедры с 1920 по 1963 год. В первые годы своего творческого пути начинают складываться основы его методической системы, важнейшей структурной составляющей которой, являлись самостоятельные лабораторные экспериментальные работы учащихся, что на тот период развития преподавания физики было практически революционным шагом. Дальнейшее развитие данных идей получило свое отражение в многочисленных и исключительно содержательных публикациях. Под руководством и при непосредственном участии П.А. Знаменского была написана книга “Методика преподавания физики в средней школе” – первая русская методика физики, выдержавшая впоследствии несколько изданий. У П.А. Знаменского было много учеников, соратников, последователей. Одним и таких коллег по работе, а в последствии, продолжателей была Евгения Васильевна Савелова.
Круг интересов Е.В. Савеловой был столь широк, что всегда вызывало удивление глубина изучения и проработки любого аспекта методики физики. Многочисленные учебные пособия, подготовленные Е.В. Савеловой, статьи, методические рекомендации, публикации иного характера связанные с проблемами развитием мировоззрения учащихся, вопросами использования истории физики на уроках, работой вечерней школы и многим другим аспектам обучения, всегда пользовались большой популярностью. Огромный талант Е.В. Савеловой в сочетании с исключительными личностными качествами позволили воспитать ей большое количество учеников. Достаточно сказать, что не было в Советском Союзе ни одного педагогического института, где бы ни работал ее личный аспирант.
Насколько созвучно с современными взглядами на обучение выглядят положения, сформулированные и всемерно разрабатываемые Ф.Н. Красиковым работавшим на кафедре до 1942 года: преподавание физики должно быть опытным и наглядным, должна быть тесная связь школьного курса физики и практической действительностью, окружающей школьника.
Всю свою жизнь работал на кафедре методики физики Михаил Юлианович Пиотровский. Основой интересов М.Ю. Пиотровского была разработка и всемерное использования связи физики и биологии. Блестящий лектор, исключительно эрудированный человек (знал 8 иностранных языков) всегда собирал полные аудитории студентов и учителей.
До сих пор в большинстве методических пособий по методике физики используется определение экспериментальным задачам, данное в 1956 году С.С. Мошковым. Большая часть публикаций посвящена разработке теории использования экспериментальных задач в образовательном процессе по физике.
Некоторые методические работы стали знаковыми для учителей физики. К таковым, несомненно, следует отнести задачники А.П. Рымкевича, П.А. Рымкевича и В.И. Лукашика. По этим задачникам много лет училась и продолжает учиться вся страна. Данные задачники переведены на многие языки.
В апреле 2005 кафедра отметила 100-летний юбилей Б.И. Переверзева – одного из ведущих методистов-экспериментаторов кафедры методики физики. С 1928 года Б.И.Переверзев помимо кафедры непрерывно работает в школе. В 157 школе Ленинграда им был создан базовый кабинет АПН РСФСР.
Всемерное привнесение в образовательный процесс по физике физического эксперимента во всех своих проявлениях было основной проблемой, над которой работал Алексей Иванович Комаров. Блестящий экспериментатор, разработчик и создатель новых школьных демонстраций А.И. Комаров всегда пользовался большим уважением среди практикующих педагогов и студентов.
Работы В.М. Песковой по истории физики, возможностям использования исторического материала на уроках физики и во внеурочное время являются весьма существенным вкладом в развитие методики физики.
К настоящему времени учебное телевидение по известным причинам практически отсутствует. Однако в 60-е – 80-е годы оно оказывало весьма существенную помощь учителям. Одним из основоположников учебного телевидения по физике была Н.П. Ванюшина. Методика решения задач по физике – это еще одно направление, которому посвящены многочисленные публикации Н.П. Ванюшиной. Ее методические разработки и рекомендации пользовались большой популярностью в школах Ленинграда.
Позднее направление, связанное с учебным телевидением, активно разрабатывала Е.Ф. Ярунина. Десятки учебных программ по физике, подготовленные Е.Ф. Яруниной, многократно повторялись для школ Ленинграда и Ленинградской области.
Любовь Ивановна Ерунова долгие годы, кропотливо разрабатывала теорию урока физики, методику его построения и анализа. Ее работы и в настоящее время востребованы в школе и в университете для обучения студентов.
Проблеме проверке и контроля знаний учащихся по физике были посвящены многочисленные работы О.В. Оноприенко. И в настоящее время написанная О.В. Оноприенко книга, не столь большая по объему, но исключительно значимая по содержанию, является настольной книгой для учителей физики.
Л.А. Бирюков – прекрасный школьный учитель физики, блестящий преподаватель. Он, к великому сожалению, не так много лет работал на кафедре, ранняя смерть не позволила ему реализовать свой огромный потенциал. Однако студенты надолго запомнили его великолепные лекции, исключительно интересные практические занятия по школьному эксперименту, по методике решения задач. В плане научной деятельности Л.А. Бирюков активно исследовал возможности обобщенных приемов учебной работы в преподавании физики.
Необходимо подчеркнуть, что на всех этапах своего развития кафедра методики преподавания физики представляла собой коллектив единомышленников при одновременном различии взглядов на одну и ту же проблему, отсутствие диктата, уважение мнения каждого. Это сочетание создавало прекрасные условия для реализации творческого потенциала всех сотрудников и кафедры в целом.