Конференция прошла в «смешанном» режиме (очно и дистанционно). В конференции приняли участие представители России, Армении, Белоруссии. Всего в программу конференции было включено 42 доклада по актуальным вопросам обучения физике и астрономии в современных высшей и средней школах.
Открыл конференцию председатель оргкомитета конференции, доцент кафедры методики обучения физике Борис Алексеевич Комаров. Он сделал краткое сообщение об истории конференции и о возможных перспективах ее дальнейшей работы.
Заведующая кафедрой методики обучения физике, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Людмила Анатольевна Ларченкова представила участникам конференции доклад на тему «Проблемы и перспективы развития методики обучения физике как науки». В своем выступлении она обратила внимание на отрицательную динамику количества подготовленных диссертаций по теории и методике обучения физике за последнее десятилетия в масштабах всей страны.
Профессор кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И. Герцена Александр Викторович Ляпцев выступил с докладом «Численные оценки, как необходимая составляющая в задачах на функциональную грамотность», в котором подчеркнул роль, место и функции численной оценки представляемого обучающимся контента с позиции формирования функциональной грамотности.
Как всегда блестящие сообщения по школьному физическому эксперименту были представлены группой авторов из Глазовского государственного педагогического института имени В.Г.Короленко под руководством Майера Валерия Вильгельмовича, заведующего кафедрой физики и дидактики физики Глазовского государственного педагогического института имени В.Г.Короленко, доктора педагогических наук, профессора и Вараксиной Екатерины Ивановны, доцента кафедры физики и дидактики физики, ФГБОУ ВО “Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко”.
Следует отметить совместные с преподавателями кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И.Герцена выступления студентов бакалавриата и магистратуры Сбоевой Алены Викторовны, Шалденкова Никиты Юрьевича, Ганюковой Анастасии Александровны, Торовик Анны Андреевны, Тимочко Константина Михайловича. Выступления вызвали весьма значимый интерес.
В этом году для очного участия в конференции из Армении приехали наши давние друзья и коллеги, активные авторы сборника научных трудов «Физика в школе и вузе», ежегодно выпускаемого по результатам работы конференции: Манукян Вардан Францевич, заведующий кафедрой математики, физики и информационных технологий ШГУ, Ширакский Государственный университет имени М. Налбандяна, котрый выступил с докладом «Многоуровневое моделирование физических задач как средство формирования исследовательских навыков учащихся» и Никогосян Гагик Сережаевич, научный сотрудник кафедры математики, физики и информационных технологий ШГУ, ШГУ – Ширакский Государственный университет имени М. Налбандяна, представивший доклад «Некоторые нестандартные подходы к решению стандартных физических задач». Их сообщения были выслушаны с большим интересом.
Во второй день конференции следует отметить доклад Красина Михаила Станиславовича, доцента, КГУ им. К.Э. Циолковского, «И в шутку, и всерьёз». Один из аспектов методической подготовки учителя физики».
Значительный интерес у участников конференции вызвал доклад Бориса Алексеевича Комарова (институт физики, РГПУ им. А.И. Герцена) «Формирование методологического компонента содержания образования как основы функциональной грамотности», в котором были рассмотрены теоретические основы и представлены результаты внедрения системы согласованного обучения, показавшей по всем видам функциональной грамотности лучшие результаты в РФ и расположившиеся между Китаем и Сингапуром (1 и 2 место соответственно, PISA -18 и PISA 20).
Весьма интересным и содержательным стал доклад Ивановой Надежды Олеговны, учителя физики и информатики, ГБОУ гимназия № 526 Московского района Санкт-Петербурга «Актуальные вопросы воспитательной компоненты преподавания физики в школе в условиях введения рабочей программы воспитания (федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-фз “о внесении изменений в федеральный закон “об образовании в российской федерации” по вопросам воспитания обучающихся”)”», где были затронуты исключительно важные проблемы воспитания при обучении физике.
В работе двух «круглых» столов «Особенности преподавания физики в школе и вузе на современном этапе развития образования» (11 мая) и «Преподавание астрономии в школе и вузе на современном этапе развития образования» (12 мая) от РГПУ им. А.И.Герцена приняли участие Заслуженный деятель науки РФ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, Почётный профессор РГПУ им. А. И. Герцена, профессор кафедры общей и экспериментальной физики Владимир Минович Грабов, заместитель директора института физики Елена Юрьевна Семенова, председатель оргкомитета конференции Борис Алексеевич Комаров, профессор кафедры методики обучения физике Александр Викторович Ляпцев, профессор кафедры теоретической физики и астрономии Владимир Петрович Пронин, доцент кафедры теоретической физики и астрономии Светлана Анатольевна Кубышкина. К работе «круглых» столов подключались все желающие.
Всего на конференции было заслушано 34 доклада.
В этом году по известным причинам впервые для организации конференции была использована платформа «Сферум», что вызвало у ряда участников некоторые технические проблемы при подключении. Этим обуславливаются, в частности, небольшие изменения в программе конференции.
По результатам работы конференции традиционно будет выпущен международный сборник научных трудов «Физика в школе и вузе». О требованиях, предъявляемых к публикуемым материалам, можно ознакомиться на сайте конференции — https://confmof.herzen.spb.ru/