Главная » Студентам » Государственная итоговая аттестация » Требования к оформлению текста ВКР

Требования к оформлению текста ВКР

Тексты выпускных квалификационных работ (далее — ВКР), за исключением текстов ВКР, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются в электронной библиотечной системе РГПУ им. А. И. Герцена и проверяются на наличие неправомерных заимствований, объем которых определяется в программе ГИА каждой образовательной программы.

Структура рукописи

ВКР в виде рукописи имеет следующую структуру:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • текст ВКР:
    • введение;
    • основная часть;
    • заключение;
  • список сокращений и условных обозначений;
  • словарь терминов;
  • список литературы;
  • список иллюстративного материала;
  • приложения.

Список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстративного материала и приложения не являются обязательными элементами структуры ВКР.

Объем рукописи

Объем ВКР должен составлять для обучающихся по программам бакалавриата – от 35 до 60 страниц машинописных страниц, по программам специалитета – от 45 до 70, по программам магистратуры – от 55 до 80. Объем ВКР считается без учета приложений.

Формат и параметры страниц

Работа должна быть выполнена любым печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм) через полтора интервала и размером шрифта 14 пунктов (гарнитура Times New Roman, цвет черный).

Страницы должны иметь следующие поля: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (1,25 см).

Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра “2” и т.д. Порядковый номер страницы печатают на середине верхнего поля страницы (верхний колонтитул).

Форматирование текста

Оформление текстовых абзацев

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам (1,25 см).  Выравнивание текста – «по ширине». Межстрочный интервал – полуторный (см. рис. 1).

Рис.1. Параметры текстовых абзацев

Оформление заголовков

Заголовки первого уровня (названия глав или разделов «Введение», «Заключение», «Список литературы») печатаются прописными (заглавными) буквами и полужирным шрифтом. Точка в конце не ставится. Текст заголовков выравнивается «по центру». Каждую главу (или раздел) начинают с новой страницы.

Названия глав начинаются со слова «ГЛАВА» и нумеруются арабскими цифрами, после которых ставится точка и пробел. Переносить слова в заголовках не допускается.

Заголовки первого уровня отделяют от текста тремя интервалами (см. рис. 2):

Рис.2. Параметры абзаца для заголовков первого уровня

Текст главы по смыслу разбивают на параграфы, параграфы на пункты, а пункты на подпункты (при необходимости). Заголовки параграфов являются заголовками второго уровня, их нумеруют двумя арабскими цифрами, например, 1.1., а заголовки пунктов – это заголовки третьего уровня, их нумеруют тремя арабскими цифрами, например, 1.1.1.

Все заголовки второго и последующих уровней печатают строчными буквами (первая буква прописная) и полужирным шрифтом. Точку в конце не ставят. Выравнивание – «по левому краю», отступ 1,25 см.

Заголовки параграфов отделяются от текста сверху тремя интервалами, снизу – двумя интервалами, заголовки пунктов – сверху двумя интервалами, снизу одним интервалом (см. рис. 3).

Рис. 3. Параметры абзаца для заголовков второго уровня

Требования к оформлению математических формул

Все формулы должны быть набраны с использованием специальных редакторов формул (например, встроенного редактора формул в Micrsoft Word). Формулы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (двумя цифрами). Номер формулы печатается в круглых скобках прижатым к правому краю абзаца, сама формула центрируется.

Требования к оформлению иллюстративного материала

Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, картами, нотами, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другим подобным материалом. Иллюстрации, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к ВКР. Допускается использование приложений нестандартного размера, которые в сложенном виде соответствуют формату А4. Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (раздела). Под рисунком посередине страницы делается подпись «Рисунок 1. Название рисунка» без точки в конце (допускается стандартное сокращение «Рис. 1»). На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово «рисунок» (или «рис.») с указанием его номера, например, «в соответствии с рисунком 2».

Таблицы, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к ВКР. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (раздела). Над таблицей делается запись «Таблица 1. Название таблицы» без точки в конце. Выравнивание – «по левому краю» с отступом 1,25 см. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера. Перечень таблиц указывают в списке иллюстративного материала.

Требования к оформлению списка литературы

Список использованных источников должен быть размещен в конце основного текста. Допускаются следующие способы группировки библиографических описаний: алфавитный, систематический (в порядке первого упоминания в тексте), хронологический.

При алфавитном способе группировки все библиографические описания располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические описания произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов.

При систематической (тематической) группировке материала библиографические описания располагают в определенной логической последовательности в соответствии с принятой системой классификации.

При хронологическом порядке группировки библиографические описания располагают в хронологии выхода документов в свет.

При наличии в списке литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языке.

Библиографические описания должны соответствовать ГОСТ Р 7.0.100-2018 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Рекомендуется избегать сокращений слов в библиографическом описании, исключая повторяющийся элемент «страница» – «с.» (для диссертаций «лист» – «л.»).

При описании онлайновых электронных ресурсов, указывается актуальная дата обращения (в примерах обозначено как дд.мм.гггг), при копировании готовых библиографических описаний необходимо проверить существование ресурса по указанному URL, что и обозначается текущей датой обращения.

При копировании любых других видов библиографических описаний из каталогов библиотек или в самих ресурсах, необходимо отредактировать описание в соответствии с актуальным ГОСТ и приведенными примерами (в библиотечных каталогах библиографические записи создаются в соответствии с ГОСТ, действующим на момент создания записи, и в последующем не редактируются, вы составляете библиографическое описание по ГОСТ, действующему на момент создания списка литературы).

Запятая после фамилии автора является элементом составления библиографической записи для библиотечных каталогов и может не использоваться при составлении списков литературы.

Использование заглавных и строчных букв соответствует правилам русского правописания (за исключением имен собственных).

В квадратных скобках [ ] можно указывать любую субъективную информацию, используется в продолжении заглавия, в определении года для сетевых ресурсов, в примечаниях.

При составлении библиографических описаний важно единообразие.

Подробнее https://lib.herzen.spb.ru/p/bibsupport

Примеры библиографических описаний

Книга. Печатное издание

(от одного до трех авторов)

Полякова Т. Н. Основы педагогики театрально-игровой деятельности: монография / Полякова Т. Н.; рецензенты: Журавлева О. Н.,

Санжеева Л. В.; Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2022. – 195 с.

Баранов А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма: учебник / Баранов А. С., Бисько И. А.; редактор Богданов Е. И.; рецензенты: Табачникас Б. И., Разумовский В. М. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 383 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).

(четыре и более авторов, нет авторов, только составители)

Технологии психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях дистанционного обучения: учебно-методическое пособие / Углова А. Б., Королева Н. Н., Кошелева А. Н. и другие; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2022. – 47 с.

Книга. Электронная версия, электронное издание

(вариант: монографическое описание – рекомендуется)

Риторика: учебник для вузов / Черняк В. Д., Дунев А. И., Сергеева Е. В. и другие; под общей редакцией Черняк В. Д.; рецензент Дымарский М. Я. – Москва: Юрайт, 2022. – 414с. – (Профессиональное образование). – URL: https://urait.ru/bcode/488738 (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: удаленный доступ для пользователей РГПУ или самостоятельная регистрация от организации РГПУ им. А.И. Герцена.

(вариант: аналитическое описание – возможный)

Риторика: учебник для вузов / Черняк В. Д., Дунев А. И., Сергеева Е. В. и другие; под общей редакцией В. Д. Черняк; рецензент М. Я. Дымарский. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 414 с. – (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488738 (дата обращения: дд.мм.гггг).  – Режим доступа: удаленный доступ для пользователей РГПУ или самостоятельная регистрация от организации РГПУ им. А.И. Герцена.

Статья в периодическом издании (журнал, газета и другие). Печатное издание

Гавронская Ю. Ю. Тренды современного образования: цифровизация, эдьютейнмент и функциональная грамотность / Гавронская Ю. Ю. // Химия в школе. – 2022. – № 1. – С. 17-21.

Статья в периодическом издании (журнал, газета и другие). Электронная версия, электронное издание

Ларченко Л. В. Нефтегазодобывающие регионы российской Арктики: проблемы освоения и устойчивого развития / Ларченко Л. В. // Деловой журнал Neftegaz.RU: [электронная версия]. – 2022. – № 1 (121). – С. 26-30. – URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/arktika/721772-neftegazodobyvayushchie-regiony-rossiyskoy-arktiki-problemy-osvoeniya-i-ustoychivogo-razvitiya-/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: открытый доступ.

Статья в периодическом издании (журнал, газета и другие) при наличии DOI (Digital Object Identifier – уникальный идентификационный номер цифрового объекта)

(при указании DOI не требуется URL, дата обращения и режим доступа, что значительно сокращает библиографическое описание)

Степанова А. С. Принцип “Ars Imitatur Naturam” в генезисе философско-образовательных концепций Яна Амоса Коменского и Григория Сковороды / Степанова А. С. // Schole. – 2022. – Том 16, № 1. – С. 172-190. – [На русском и английском языке]. – DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-172-190.

Статья в сборнике статей

Дистанционное обучение как форма организации образовательного процесса в вузе / Фокин А. М., Малышева Е. В., Никитина Е. С., Новикова А. В. // Теория и методика физической культуры, спорта и туризма: межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 86-89.

Статья в сборнике материалов конференции

(обязательно указание места и даты проведения конференции)

Кожевников С. М. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в школах / С. М. Кожевников // Педагогическая наука и современное образование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 10-11 февраля 2021 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, институт педагогики. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 268-271.

Статья (раздел) в словаре, энциклопедии

Рон М. В. Вещь (в культуре) / Рон М. В. // Прикладная культурология: энциклопедия. – Москва, 2019. – С. 234-236.

Диссертация

Волкова Е. В. Музейный дизайн: историко-культурный анализ: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии: специальность: 24.00.01 – теория и история культуры: защищена 01.03.2021 / Волкова Е. В.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена”; научный руководитель Никифорова Л. В. – Санкт-Петербург, 2020. – 161 л.

Автореферат

Волкова Е. В. Музейный дизайн: историко-культурный анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии: специальность: 24.00.01 – теория и история культуры: защищена 01.03.2021 / Волкова Е. В.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена”; научный руководитель Никифорова Л. В. – Санкт-Петербург, 2020. – 21 с.

Нормативно-правовые акты

(используйте только официальные ресурсы органов государственной власти или нормативно-правовых систем, нормативно-правовые акты в формате книжного издания – аналогично описанию книг).

ГОСТ Р 7.0.100-2018. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: официальный сайт. – Москва, 2007- . – URL: http://protect.gost.ru/document1.aspx?control=31&baseC=6&page=0&month=1&year=2019&search=&id=232175 (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: [с изменениями от 11.06.2021] // Консультант Плюс: официальный сайт. – Москва, 1997- . – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.

Электронный ресурс на твердом носителе

Книга. Культура. Образование. Инновации (Крым-2019): материалы Пятого Международного профессионального форума, 8-16 июня 2019 г., Судак, Республика Крым, Россия. – Москва: ГПНТБ России, 2019. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM). – Операционная система Windows ХР и выше; процессор 233 МГц и выше; 256 Мб оперативной памяти и выше. – Заглавие с вкладыша контейнера диска.

Электронный ресурс удаленного доступа (онлайновый ресурс)

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: официальный сайт. – Санкт-Петербург, [2022]. – URL: https://www.herzen.spb.ru/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы (ВКР) по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры в РГПУ им. А. И. Герцена // Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: официальный сайт. – Санкт-Петербург, [2022]. – URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/inyaz/1410533555/1410534068/1432541099/1519287138/1519288986/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.

Центр дистанционной поддержки обучения [РГПУ им. А.И. Герцена]: [образовательный портал]. – Санкт-Петербург, [2022]. – URL: https://moodle.herzen.spb.ru/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: по единому идентификатору студента/сотрудника.

РИА Новости: [сетевое издание]. – Обновляется постоянно. – Москва, 2018- . – URL: https://ria.ru/ (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.

Университет им. Герцена и Академия образования создадут портрет современного школьника: [материалы пресс-конференции в ТАСС 18.02.2022] // Информационное агентство России ТАСС: [официальный сайт]. – Обновляется ежедневно. – Москва, 1999- . – URL: https://tass.ru/obschestvo/13756329  (дата обращения: дд.мм.гггг). – Режим доступа: свободный.