Профессор М.Ю. Пиотровский о П.А. Знаменском
Петр Алексеевич родился в 1878 г. в Вологде. В 1901 г. он окончил математическое отделение Петербургского университета, где одним из его учителей был О.Д. Хвольсон. По окончании университета П.А. Знаменский преподавал физику и математику в Кронштадте я в Петербурге.
С 1904 г. П.А. Знаменский перешел на преподавание исключительно физики в двух наиболее прогрессивных в то время учебных заведениях – в гимназии Оболенской и в Тенишевском училище.
Время, когда он начинал свою педагогическую деятельность, было для русской школы временем брожения и роста. Вновь создавшееся частное Тенишевское училище располагало хорошим коллективом выдающихся педагогов. В составе этого коллектива. в тесном содружестве с такими деятелями, как Г.М. Григорьев, И.Н. Кавун, В.Н. Верховский, К.П. Ягодовский, начал свою деятельность Петр Алексеевич.
В те годы, когда еще молодым преподавателем Петр Алексеевич начинал создавать свою методическую систему, главным вопросом преподавания физики была организация лабораторных работ в средней школе. Именно это начинание оказалось особенно близким и дорогим Петру Алексеевичу и с тех пор по сегодняшний день проводится им с неослабной энергией. В 1910 г. вышла первая его печатная работа (в сотрудничестве с Г.М. Григорьевым и И.Н. Кавуном) “Практические занятия по физике для учащихся средней школы”, выдержавшая четыре издания.
Одновременно с педагогической деятельностью в средних, а отчасти и высших учебных заведениях Петр Алексеевич вел большую общественную работу. Он принимал деятельное участие в работе дидактической комиссии Русского физико-химического общества; в организации педагогической секции Второго Менделеевского съезда 1911 г. и Первого Всероссийского съезда преподавателей физики, химии и космографии в 1913 г.; в работе комиссии по реформе школы, в организации Всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии в 1917 г. Результатом этой работы явилась широкая известность П.А. Знаменского среди учительства.
Особенно большой размах получила научно-методическая работа П.А. Знаменского после Великой Октябрьской социалистической революции. Он принимает деятельное участие в работах комиссии по реформе школы, в частности в составлении программ по физике; является председателем Исполнительной комиссии по наглядным пособиям и членом Научно- методического совета Ленинградского облоно. С 1918 по 1923 г. Петр Алексеевич заведывал кафедрой методики физики в Педагогической академии, а с 1920 г. по настоящее время состоит профессором по кафедре методики в Педагогическом институте имени Герцена.
П.А. Знаменский всегда активно отзывался на новые задачи, встававшие перед преподаванием физики, и, имея огромный опыт и твердые педагогические убеждения, находил наиболее целесообразные и жизненные решения этих задач.
П.А. Знаменский является бесспорно одним из создателей советской методики физики. Одним из важных этапов деятельности П.А. Знаменского в области методики физики было создание коллектива методистов, объединившихся вокруг Петра Алексеевича в Институте научной педагогики, под его непосредственным руководством и при его деятельном участии работавших над составлением большого и оригинального пособия под заглавием “Методика преподавания физики в средней школе”. Этот труд, выдержавший три издания, в огромной мере способствовал успешной подготовке многих тысяч преподавателей физики. Работа под руководством Петра Алексеевича всегда протекала интересно и увлекательно; его неизменно благожелательное отношение к каждому сотруднику, сочетавшееся с деловой требовательностью, при неисчерпаемом, “заражающем” оптимизме, создавало атмосферу, в которой большое число людей, весьма разных по характеру, действовало в полном согласии за успех, любимого дела.
Такое же настроение П.А. Знаменский сумел создать и при выполнении других коллективных работ, при другом составе сотрудников и при других условиях работы: при создании “Методики преподавания физики в Х классе средней школы” (1936 г.) и позднее (1950 г.) – при составлении “Сборника задач и вопросов по физике”, ныне подготовляемого уже к шестому изданию.
То же умение объединять людей проявляется и в руководстве Петром Алексеевичем кафедрой методики Института имени Герцена, и в Ленинградском филиале Академии педагогических наук (ныне Научно- исследовательский институт педагогики), и в руководстве аспирантурой. В 1938 г. научно-методическая деятельность Петра Алексеевича была достойно отмечена присвоением ему степени доктора педагогических наук без защиты диссертации. В Великую Отечественную войну П.А. Знаменский несколько лет работал в Государственном научно-исследовательском институте школ в Москве.
С организацией Академии педагогических наук РСФСР он был избран ее членом-корреспондентом.
По возвращении в Ленинград (в мае 1944 г.) Петр Алексеевич снова вступил в заведывание кафедрой методики физики Института имени Герцена, где в течение ряда лет исполнял обязанности председателя Ученого совета и Государственной экзаменационной комиссии физико-математического факультета.
С 1944 по 1946 г. Петр Алексеевич заведывал кафедрой физики Ленинградского городского института усовершенствования учителей.
С 1945 г., с открытием в Ленинграде филиала Академии педагогических наук, П.А. Знаменский вошел в состав президиума филиала, а в настоящее время, после превращения филиала в Научно-исследовательский институт педагогики, состоит заведующим сектором методики преподавания физико- математических предметов.
С 1946 по 1949 г. Петр Алексеевич состоял ответственным редактором журима “Физика в школе”. Своей неиссякаемой энергией и богатым опытом он много сделал для восстановления и улучшения издания журнала.
В 1947 г. Петром Алексеевичем составлен учебник по методике преподавания физики для педагогических институтов, которым широко пользуются как студенты, так и учителя физики. В настоящее время этот учебник подготовлен для нового издания.
До 1947 г. Петр Алексеевич не порывал связи со средней школой, оставаясь преподавателем физики 192-й школы Дзержинского района, образовавшейся из бывшего Тенишевского училища. Во время торжественного заседания, посвященного 75-летию Петра Алексеевича Знаменского учащиеся упомянутой школы тепло приветствовали глубокоуважаемого юбиляра. Не менее тепло и искренне звучали и приветствия студентов и сотрудников, ярко обрисовавших Петра Алексеевича не только как большого ученого и талантливого “учителя сотен учителей”, но и как прекрасного, обаятельного в обращении человека.
Обращаясь к рассмотрению научно-методического творчества Петра Алексеевича. необходимо прежде всего отметить многочисленность и разнообразие его работ. Приведенные в официальном списке 85 работ – печатных и рукописных, имеют непосредственное отношение к методике преподавания физики. Здесь мы находим целый ряд программ и отзывов о программах; списки оборудования для физического кабинета средней школы; материалы, относящиеся к постановке преподавания методики физики в педагогических институтах; описания созданных автором приборов и наглядных пособий; отзывы о постановке преподавания физики и о состоянии знаний учащихся по этому предмету; отзывы о книгах. Среди книг, редактированных П.А. Знаменским находятся такие важные работы, как переиздание учебника физики Г. М. Григорьева, книги “Физика для всех” Н.С. Дрентельна и др. Сюда же относятся биографические очерки и статьи по истории преподавания физики в Россия; ряд статей по отдельным вопросам методики, как например: о роли наглядности в преподавании физики; о повторении пройденного; о политехнизации преподавания; о повышении научного уровня преподавания физики в средней школе; учебники и отдельные главы учебников.
Уже упоминалось о соавторстве Петра Алексеевича в ряде коллективных трудов по методике, в составлении “Сборника задач и вопросов по физике”. Наконец, следует указать на наиболее крупные труды: “Методика преподавания физики в средней школе” – учебник для педагогических институтов, и “Лабораторные занятия по физике”. Последняя из упомянутых книг содержит описание около шестисот лабораторных работ и каждое из них составлено так, что полностью вооружает учителя по данному вопросу. Все труды П.А. Знаменского представляют большую ценность для учителей и студентов, готовящихся стать преподавателями физики. В них они находят ясные указания по самым, сложным вопросам методики физики, позволяющие неизменно улучшать постановку преподавания этого предмета.
Проф. М.Ю. Пиотровский
(г. Ленинград)