Факультет физики : Главная / Учебный процесс / Государственная аттестация

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИКЕ

Введение

В программу государственного итогового экзамена входят основные вопросы курсов физического цикла, знание которых определяет научный уровень профессиональной подготовки выпускников. Программа государственного экзамена ориентирована на интеграцию междисциплинарных знаний, полученных при изучении курсов общей физики, теоретической физики, а также ряда других физических дисциплин (ведение в физику твердого тела, астрономия, астрофизика, современные проблемы физики, электротехника и радиотехника) из циклов дисциплин, входящих в основную образовательную программу.
Методической поддержкой студентам служит проведение системы консультаций, которые проводятся ведущими преподавателями факультета физики в течение всего семестра, и методическое пособие "Государственный экзамен по физике", выпущенное преподавателями факультета.

 

О порядке подготовки к экзамену

Одной из основных задач профессиональной подготовки для выпускника университета является осуществление систематизации и синтеза знаний, полученных в процессе всего обучения, и построение на этой основе целостного представления о физическом единстве и многообразии мира. Эта работа естественным образом завершается при подготовке к государственному (итоговому) экзамену, который проводится по программе единой науки - физики.
Основной этап подготовки выпускников к государственному (итоговому) экзамену проходит в течение семестра, предшествующего экзамену. В этот период в помощь самостоятельной работе студентов проводятся обзорные лекции и консультации.
Обзорные лекции проводятся в течение семестра по особому расписанию. Вопросы, которые будут рассматриваться на лекции (или номер билета), объявляются заранее с тем, чтобы студенты до лекций повторили соответствующий материал. Выпускники должны твердо придерживаться такого порядка работы; только опережающее повторение может обеспечить активное восприятие содержания лекции.
Консультации по третьим заданиям билетов проходят в специально оборудованной аудитории, в которой выставлены необходимые для выполнения этих заданий приборы. По особому расписанию для каждой группы проводится 4-х часовая консультация. Все экспериментальные задания следует также продумать и проделать заранее, а на консультации только уточнить неясные детали.
Перед государственным экзаменом выделяется время на подготовку к экзамену - не менее 7 дней.
Студенту следует приложить все усилия для того, чтобы до начала государственных экзаменов повторить все вопросы билетов. Фактически совокупность вторых заданий билетов представляет собой развернутую программу государственного экзамена по физике.
Поскольку материал первых заданий повторяет основные положения вторых, и разница сводится, в основном, к форме (без подготовки или с подготовкой, основные понятия или более детальное изложение), рекомендуется готовиться по вторым заданиям. Рекомендуется пользоваться той же литературой, с которой студент работал в период обучения. Дополнительная новая литература указывается в обзорных лекциях.
Экзаменационная комиссия разрешает студентам пользоваться справочной и учебной литературой при подготовке к ответу по второму заданию билета, с тем, чтобы студенты при подготовке к экзамену сосредоточили свои усилия не на заучивании сложных выводов и формул, а на понимании физических явлений и закономерностей, их применении к анализу реальных природных процессов. Не следует переоценивать значения той помощи, которую может оказать справочная литература. Содержательный, осмысленный до деталей ответ может быть подготовлен только при тщательной проработке всего материала в процессе предварительной подготовки, к экзамену.

 

Порядок проведения экзамена

Каждый экзаменационный билет содержит три задания из программы государственного экзамена. Все три задания ориентированы на оценку соответствия уровня образованности выпускника факультета требованиям государственного образовательного стандарта.
Первое задание относится к отдельной теме из программы государственного экзамена по физике (только основные понятия и законы). Время на подготовку по этому заданию не предусматривается. Выпускник получает билет, в котором сформулированы все задания, и сразу же приступает к ответу на первое задание. На экзамен по первому заданию отводится примерно 10 минут. Если члены комиссии удовлетворены ответом, то выпускнику предлагается приступить к подготовке ответа по второму и третьему заданиям.
Комиссия вправе прекратить экзамен без перехода к следующему заданию и поставить неудовлетворительную оценку при обнаружении полной неосведомленности экзаменующегося по первому заданию.
Ко второму и третьему заданиям студент может готовиться в течение часа. В течение 40 минут этого времени ему разрешается пользоваться учебными программами, справочной литературой, учебниками (но не конспектами лекций и консультаций). Комиссия вправе рекомендовать экзаменующемуся при подготовке ответа на второе задание сосредоточиться на нескольких отдельных вопросах задания и построить на их основе логически законченный доклад, рассчитанный на 10-15 минут. Важно, чтобы ответ был построен в соответствии с логикой научной теории, пониманием ее сущности и границ применимости. Элементы задания повышенной сложности могут быть рассмотрены только на качественном уровне.
По окончании подготовки экзаменующегося к ответу члены экзаменационной комиссии заслушивают его сообщение по второму заданию. Студента не прерывают до окончания его сообщения. После ответа могут быть заданы дополнительные вопросы по содержанию изложенного материала, а также по не раскрытым элементам программы второго задания.
При выполнении экспериментального задания фиксируются схема опыта, цифровые данные, их точность. При подготовке к третьему заданию студентами должны соблюдаться правила техники безопасности; экзаменационная комиссия вправе попросить их сформулировать и разъяснить. В экспериментальном задании оцениваются умение практического использования лабораторного и демонстрационного оборудования, умения проведения измерений и постановки демонстраций, а также понимание сущности наблюдаемых процессов. Ответ по этому заданию никак не может быть сведен только к словесному пояснению, хотя комментарии обязательно должны сопровождать опыт. Положительная оценка не может быть выставлена, если приборы не приведены в действие со знанием дела.
В целом продолжительность опроса одного студента на государственном экзамене не должна превышать 30 минут.
При подведении итогов экзамена ответы на все задания билета являются значимыми. Окончательные решения по оценкам за ответы на государственном экзамене государственная комиссия выставляет после обсуждения ответов всех экзаменующихся на данном экзамене. Результаты сдачи государственного экзамена объявляются студентам в день его проведения.

 

Критерии оценки ответов студентов

Ответ студента на государственном экзамене оценивается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка студента складывается из трех различных по уровню и содержанию заданий, при этом каждый вопрос билета имеет одинаковый вес в интегрированной оценке.
Первые вопросы билетов направлены на выявление общей эрудиции экзаменующегося в области физики. Члены комиссии выясняют степень сформированности целостного осмысления физического единства и многообразия мира, понимание места и значения рассматриваемых закономерностей в общей системе законов физики, прочность усвоения основных понятий и законов, умение свободно оперировать ими при анализе конкретных физических явлений.
Оценка "отлично" ставится за полный правильный ответ, если студент строит ответ логично, обнаруживает высокую степень сформированности целостного осмысления физического единства и многообразия мира, понимание места и значения рассматриваемых закономерностей в общей системе законов физики, глубокие знания основных понятий, представляет качественные соотношения между физическими величинами, раскрывает их физический смысл и устанавливает междисциплинарную связь с другими разделами физики, а также указывает прикладное использование обсуждаемых закономерностей.
Оценка "хорошо" ставится за правильный ответ, в котором представлены значительная степень сформированности целостного осмысления физического единства и многообразия мира, понимание места и значения рассматриваемых закономерностей в общей системе законов физики, знание и понимание обсуждаемого раздела физики, представлены качественные соотношения между физическими величинами, раскрыт их физический смысл. Однако в содержании ответа были отмечены небольшие пробелы в знаниях при ответе на некоторые вопросы.
На "Удовлетворительно" оценивается неполный ответ, который дает студент с опорой на наводящие вопросы членов экзаменационной комиссии. Содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях экзаменующегося.
"Неудовлетворительно" оценивается слабый ответ студента, который даже при наводящих вопросах не выказывает понимание и не в состоянии предложить объяснение соответствующих явлений.
При оценке ответа на первый вопрос "неудовлетворительно" экзамен для этого студента прекращается.
Второй вопрос готовится студентом с использованием литературы, поэтому требование к ответу возрастают.
Члены комиссии выясняют степень сформированности представлений о фундаментальности, универсальности и конструктивности современного физического подхода к науке, природе и технике; оценивают навыки физического мышления; проверяют глубину понимания студентами физических законов и явлений, их места в общей системе физических законов, владение математическим аппаратом для описания физических процессов и явлений, умение выделить главное, обобщать знания междисциплинарного характера.
Оценка "отлично" ставится за полноценное раскрытие содержания темы, за логичное изложение материала с использованием точных математических формул и их выводов, за умение выбрать главное и сосредоточить на нем основное внимание, за умение применить полученные выводы в других разделах физики, показать место обсуждаемых закономерностей в общей системе физических законов, в физической картине мира, а также раскрыть по возможности их прикладное значение.
Оценка "хорошо" ставится за логическое изложение материала с использованием точных математических формул и их выводов, за умение применить полученные выводы для других разделов физики. Однако в ходе экзамена были допущены небольшие пробелы в знаниях при ответе на некоторые вопросы.
"Удовлетворительно" оценивается ответ, при котором студент правильно излагает основное содержание темы, но вследствие недостаточности знаний допускает ошибки, которые способен устранить после замечаний членов экзаменационной комиссии.
"Неудовлетворительно" ставится за ответ, в котором студент не раскрывает основного содержания темы, допускает существенные ошибки, показывает непонимание излагаемого материала.
Третье задание преследует цель проверить знание основных физических лабораторных и демонстрационных экспериментов, умение осуществить постановку простейших из них, понимание сущности наблюдаемых в опыте явлений, знание основных измерительных приборов, принципов их действия, умение пользоваться приборами, правильно анализировать результаты и погрешности эксперимента.
"Отлично" получает студент за выполнение физического эксперимента, в котором он четко показывает изучаемое явление, раскрывает понимание физической сущности демонстрируемого явления, может указать на особенности и сложности проведения данного эксперимента, правильно рассчитывает искомые величины, может предложить альтернативные способы определения измеряемой величины, оценивает погрешности результатов измерения.
"Хорошо" получает студент за демонстрационный эксперимент, который однозначно показывает изучаемое явление, за правильное объяснение демонстрируемого явления. При проведении лабораторного эксперимента студент правильно рассчитывает искомые величины, оценивает погрешности результатов измерения. Однако в ходе экзамена выявляются небольшие пробелы в знаниях при ответе на некоторые вопросы.
"Удовлетворительно" оценивается ответ, при котором студент показывает понимание основных закономерностей демонстрируемого явления, но допускает ошибки, которые в состоянии исправить после замечаний членов экзаменационной комиссии.
"Неудовлетворительно" ставится за ответ, в котором студент не в состоянии провести демонстрацию явления или не может это явление правильно объяснить, допускает существенные ошибки в выполнении и трактовке результатов эксперимента. При лабораторном эксперименте не может правильно провести измерения или рассчитать заданную величину.
По результатам ответов на все три вопроса решением комиссии выставляется итоговая оценка, как средняя арифметическая с округлением в сторону увеличения. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов дает общую неудовлетворительную оценку. Промежуточные оценки студенту не объявляются.

 

Программа экзамена (2016)

Вопросы к государственному экзамену по физике для студентов бакалавриата по направлению «03.03.02 Физика», профиль «Физика конденсированного состояния вещества»

Вопросы к государственному экзамену по физике для студентов бакалавриата по направлению «44.03.01 Педагогическое образование», профиль «Физическое образование»

Материалы для подготовки к экзамену

» Перечень литературы для подготовки к экзамену

» Программа экзамена (для печати)

© 2005-2016 Факультет физики РГПУ им. А.И. Герцена