Факультет физики : Главная / Структура / Кафедры / Кафедра методики обучения физике / Сотрудники


КОМАРОВ БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ
кандидат педагогических наук, доцент

 
Сотрудник факультета физики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена
Должность: доцент
Дата рождения: 5 декабря 1955 г.
Контактная информация:
Мойка 48, 2 корпус, 3 этаж, ауд. 353
Телефон: (812) 314-48-85 добавочный 2066
Электронная почта: mof@herzen.spb.ru

 

 

Образование | Квалификация

  • Факультет физики ЛГПИ им. А.И.Герцена, специальность - "физика", квалификация "учитель физики на французком языке", 1977 г.
  • Аспирантура кафедры методики преподавания физики ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1983 г.

Учебная и методическая работа

  • Темы курсовых работ:
    • Универсальный словарь науки в преподавании физики.
    • Исследование возможностей школьного физического эксперимента (создание новых приборов).
    • Проблемы преподавания физики в профильной школе.
    • Концепция физического образования и ЕГЭ.
    • Школьная физическая олимпиада как комплекс методических мероприятий.
    • Исследование культурологической составляющей школьного курса физики.
    • Использование внеклассной работы при обучении физике в средней школе.
    • Аналогия как метод научного познания в обучении физике.
    • Сравнительный анализ преподавания физики в России и в зарубежных странах.
    • Исследование возможностей использования экспериментальных задач на уроках физики.
  • Темы выпускных квалификационных и дипломных работ:
    • Обучение основам идентификации внешних объектов на уроках физики.
    • Методологические основы современного физического образования.
    • Целенаправленное развитие интеллекта учащихся на уроках физики.
    • Надпредметная составляющая курса физики средней школы и ее использование в реализации межпредметных связей.
    • Некоторые особенности реализации методологических межпредметных связей в рамках дисциплин естественно-математической направленности.
    • Семиотический подход в обучении физике в средней школе.
    • Развитие умственных способностей учащихся при решении задач по физике.
    • Целенаправленное формирование обобщенных приемов умственной деятельности на уроках физики.
    • Обучение основам универсальных методов научного познания на уроках физики.
    • Обучение основам познавательного процесса на уроках физики.
  • Темы магистерских диссертаций:
    • Формирование основ экспериментального метода исследования в процессе обучения физике.
    • Современные подходы к организации образовательного процесса по физике в средней школе.
    • Методологические основы построения УМК по физике в контексте ФГОС нового поколения.

Научная работа | Гранты

  • Область научных интересов: методологические основы современного образовательного процесса, новые образовательные стратегии, школьный физический эксперимент.
  • Научный руководитель и ведущий постоянно действующего городского методологического семинара «Методологические основы современного образовательного процесса», включенного в инновационную программу развития РГПУ им. А.И.Герцена.
  • Председатель жюри «Конкурса победителей» в рамках деятельности Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.
  • Член межвузовской методической комиссии по проведению олимпиад по физики для поступающий в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и Северо-Запада Российской Федерации.
  • С сентября 2007 по настоящее время одновременно является ведущим научным сотрудником НИИ общего образования.

Публикации

  • Теория и практика согласованного обучения. Монография Изд-во БАН.,СПб.2006. -296 с.
  • Стратегия междисциплинарного взаимодействия в контексте развития современного школьного образования. Известия РГПУ им.А.И. Герцена. СПб., 2006., c. 70-96.
  • Универсальный словарь науки в образовательном процессе. Принципы формирования. «Сибирский педагогический журнал», 4, 2007, с. 124-133.
  • Совершенствование процесса междисциплинарного взаимодействия в контексте актуальных проблем современного школьного образования / «Казанский педагогический журнал» 3, 2007 г. с. 81-88.
  • Методы научного познания в современном образовательном процессе. Учебное пособие. Изд-во ГНУ «Институт профтехобразования РАО».СПб.2008. - 198 с.
  • Комплексные практические работы по методике обучения физике как интегрирующая составляющая методического комплекса, используемого при обучении студентов в педагогическом университете./ Физическое образование в вузах. 2010.
  • Междисциплинарное взаимодействие в рамках современного физического образования. Известия РГПУ им.А.И.Герцена. СПб., 2010, c. 145-154.
  • Теоретические и методические основы согласованного обучения. Инновационные образовательные технологии. Учебное пособие. СПб. - 2012. - 202 с. (Соавтор: Л.Е. Спиридонова)
  • Экспериментальный метод в обучении физике. Лабораторные работы. Учебное пособие. Под общей научной редакцией Б.А. Комарова. СПб. - 2012.- 132 с.
  • Целенаправленное формирование ключевых методологических компетенций в рамках современного общего физического образования. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2012.
  • Методика преподавания физики. Связь времен. Из истории кафедры методики обучения физике РГПУ им. А.И.Герцена. Сб.научных статей по результатам Х1 Международной научно-методической конференции «Физическое образования: проблемы и перспективы развития», Часть 1.- М.: МГПУ, Издатель Карпов Е.В., 2012. – с. 8-11.
© 2005-2010 Факультет физики РГПУ им. А.И.Герцена