Факультет физики : Главная / Структура / Кафедры / Кафедра методики обучения физике

КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Кафедра методики обучения физике была создана в 1920 году. Возглавляет кафедру Почетный работник высшего образования РФ, доктор физико-математических наук, профессор Александр Викторович Ляпцев. Основные читаемые дисциплины: теория и методика обучения физике, инновационные технологии обучения физике, методика обучения решению физических олимпиадных задач; методика преподавания информатики, вычислительный эксперимент на уроках физики, физические основы математического моделирования, нетрадиционные методы обучения, физические задачи и математическое моделирование реальных процессов, парадоксы в физике: причины и значения, современный урок физики.

Учебная работа

На факультете физики кафедра обеспечивает преподавание следующих дисциплин:

по специальности "050203 Физика":

  • инновационные технологии обучения физике
  • общие вопросы методики обучения физике
  • теория и методика обучения физике.
  • методика преподавания информатики
  • методика решения физических задач.
  • теория и методика углубленного изучения физики
  • парадоксы в физике
  • физические основы математического моделирования
  • решение сложных физических задач

по направлению 050200 "Физико-математическое образование" (магистерская программа "Физическое образование"):

  • Современные проблемы физики и физического образования;
  • Информационные и коммуникационные технологии в физике и физическом образова-нии;
  • История и методология физики и физического образования;
  • Научные основы физического образования в профильной школе;
  • Методика обучения физике в классах разного профиля;
  • Инновационные технологии в обучении физике в профильной школе;
  • Физические основы действия современных технических устройств;
  • Физический эксперимент в профильной школе;
  • Практикум по решению задач повышенной сложности;
  • Вопросы экологического образования учащихся на уроках физики;
  • Современные средства оценивания результатов обучения;
  • Методологические основы современного образовательного процесса;
  • Модели и методы вычислительной физики;
  • Физические основы математического моделирования реальных процессов;
  • Практикум по решению задач повышенной сложности;

Сотрудники кафедры также обеспечивают:

  • руководство курсовыми работами и дипломными проектами;
  • кураторство педагогической практики студентов 3-х - 5-х курсов;
  • организацию и проведение городских олимпиад по физике;
  • работу "Малого факультета физики" для школьников.

Студенты факультета физики на педагогической практике:

Научная деятельность

На кафедре МОФ осуществляется разработка следующих тем по плану НИР кафедры.

ТЕМА 1. Методика обучения физике на современном этапе развития науки

Научный руководитель - доктор физ.-мат.наук, профессор Ляпцев А.В.

Содержание работы: При разработке методики обучения физике в средней школе научно-исследовательская работа проводится в рамках проблемы дифференциации и индивидуализации обучения физике с учетом перспективы введения профильного обучения в школе. Основными направлениями деятельности являются вопросы обучения математическому моделированию реальных процессов на базе физического знания. Разрабатывается методика проведения натурных экспериментов, моделирующих такие процессы как: спонтанное нарушение симметрии, бифуркации в развитии сложных систем, нелинейные эффекты. Исследуются также вопросы взаимоотношения физики, математики и информатики в процессе обучения и вопросы развития личности обучаемого в процессе изучения физики.

Подготовка кадров высшей квалификации:

На кафедре открыты аспирантура и докторантура по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (физика уровень общего и профессионального образования). По указанной специальности в РГПУ им. А.И.Герцена действует диссертационный совет Д.212.199.21 по присуждению ученой степени доктора наук.

Программы повышения квалификации

Сотрудниками кафедры разработаны следующие программы повышения квалификации учителей:
  1. Лабораторный и демонстрационный эксперимент по физике на оборудовании L-micro.
    Срок обучения: 4 месяца (72 часа)
    Категория слушателей: специалисты, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, учителя физики ОУ с владением ПК на уровне пользователя.
    Записаться на программу...
     
  2. Методика подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по физике
    Срок обучения: 4,5 месяца (72 часа)
    Категория слушателей: учителя физики; репетиторы по физике, имеющие высшее образование; студенты и магистранты по направлению "Физико-математическое образование".
    Записаться на программу...

Основные труды сотрудников кафедры за последние годы:

Одним из достижений кафедры является создание школьного курса физики для углубленного изучения (А.С. Кондратьев и др.). К настоящему времени курс включает 5 томов:

1. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев Физика. Т.1 Механика. М.: Физматлит, 2000.
2. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев Физика. Т.2 Электродинамика. Оптика. М.: Физматлит, 2008.
3. Е.И. Бутиков, А.С. Кондратьев, В.М. Уздин Физика. Т.3 Строение и свойства вещества. М.: Физматлит, 2004.
4. А.С. Кондратьев, В.М. Уздин Физика. Сборник задач. М.: Физматлит, 2005.
5. А.С. Кондратьев, А.В. Ляпцев Физика. Задачи на компьютере. М.: Физматлит, 2008.
6. Е.И. Бутиков, А.А. Быков, А.С. Кондратьев. Физика в примерах и задачах. МЦНМО, 2008.
Результатом разработки курсов по математическому моделированию и введению информационных технологий в учебный процесс являются следующие учебные пособия:
1. Бордовский Г.А., Кондратьев А.С. Чоудери А.Д.Р. Физические основы математического моделирования. – М.: Изд-во «Академия», 2005. Заказать книгу на OZON.ru...
2. Ходанович А.И. Компьютерное моделирование в задачах естествознания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
3. Ходанович А.И. Математическое моделирование на компьютере: Сборник задач и уп-ражнений. – СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2009. – 118 с.
4. Ляпцев А.В. Методы математического моделирования в гуманитарных науках. – СПб.: Изд-во СПбАППО, 2004.
Научно-методические разработки по методике обучения физике поддерживаются следующими учебными пособиями, выпущенными за последние годы:

1. Ларченкова Л.А. 10 интерактивных лекций по методике обучения физике. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.- 191 с.
2. Ларченкова Л.А. Физические задачи как средство достижения целей физического образования в средней школе. Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013 - 159 с.
3. Ларченкова Л.А. Методическая система обучения решению физических задач в средней школе. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2013 - 156 с.
4. Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в процессе естественнонаучного образования школьников: методология исследований, состояние проблемы в теории и практике. Коллективная монография. - СПб.: "Свое издательство", 2013. - 182 с.
5. Андреева Н.Д., Алексеева Т.Б., Ларченкова Л.А., Леонтьева О.В., Малиновская Н.В., Суслов В.Г. Формирование научного мировоззрения в естественнонаучном образовании школьников (исследовательский аспект). Учебное пособие. - СПб.: "Свое издательство", 2013. - 162 с.
6. Кондратьев А.С., Прияткин Н.А. Современные технологии обучения физике. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. Заказать книгу на OZON.ru...
7. Кондратьев А.С., Ситнова Е.В. Парадоксальность физического мышления: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 279 с.
8. Комаров Б.А. Теория и практика самосогласованного обучения. Монография. – СПб.: Изд-во БАН, 2006. – 298 с.
9. Ланина И.Я., Ларченкова Л.А. Учение с увлечением на уроках решения задач по физи-ке: Пособие для учителей и студентов педагогических институтов. – СПб.: ООО «Ми-ралл», 2005.
10. Комаров Б.А. Методы научного познания в современном образовательном процессе: Учебное пособие, изд-во ГНУ «Институт профтехобразования РАО», Санкт-Петербург, 2008. – 196 с.
11. Кондратьев А.С., Ляпцев А.В., Ларченкова Л.А. Методы решения задач по физике -СПб.: ФИЗМАТЛИТ, 2012. Заказать книгу на OZON.ru...
12. Комаров Б.А., Спиридонова Л.Е. Теоретические и методические основы согласованного обучения. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
13. Дудина Е.М., Дудина И.М., Кошкарова Е.А., Комаров Б.А., Сергеев А.В. Экспериментальный метод в обучении физике. Лабораторные работы. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
Кондратьев А.С., Ляпцев А.В., Ларченкова Л.А. Методы решения задач по физике Комаров Б.А., Спиридонова Л.Е. Теоретические и методические основы согласованного обучения Дудина Е.М. и др. Экспериментальный метод в обучении физике. Лабораторные работы.

Публикации студентов кафедры:

Вестник студенческого научного общества, выпуск №13, 2013 г. (оглавление)

Актуальные проблемы обучения физике в средней и высшей школе. Материалы международной научно-практической конференции "Герценовские чтения" , 2013 г. (титульный лист, сведения об авторах)

Теоретические разработки кафедры проходят апробацию на следующих экспериментальных площадках:

 

Учебные лаборатории

Лаборатория кафедры обеспечивает проведение лабораторного практикума по курсу "Методика обучения физике". Физический практикум проводится по основным темам школьного курса физики и соответствует действующим программам по физике.
Программа физического практикума рассчитана на студентов 3 - 5 курсов факультета физики и студентов магистратуры. Все работы практикума комплектуются современным оборудованием, выпускаемым промышленностью для средней школы.
Основной тенденцией совершенствования физического практикума по методике школьного эксперимента является внедрение в практикум вычислительного компьютерного эксперимента и сочетание его с натурным экспериментом. В последнем случае компьютер является одним из компонентов экспериментальной установки.

В лаборатории школьного демонстрационного эксперимента:

Студенты факультета физики на занятиях в учебной лаборатории кафедры:

Сотрудники

Профессорско-преподавательский состав:
Ляпцев Александр Викторович профессор, доктор физико-математических наук
Варфаламеева Светлана Анатольевна доцент, кандидат педагогических наук
Комаров Борис Алексеевич доцент, кандидат педагогических наук
Крицына Екатерина Александровна доцент, кандидат педагогических наук
Ларченкова Людмила Анатольевна профессор, доктор педагогических наук
Тюканов Алексей Станиславович доцент, кандидат физико-математических наук
Учебно-вспомогательный состав:
Густенков Петр Алексеевич лаборант
Скоропад Дмитрий Владимирович лаборант

 

Контактная информация

  • Наб. реки Мойки 48, 2 корпус, 3 этаж, ауд. 353
  • Телефон: (812)314-48-85
  • Электронная почта: mof@herzen.spb.ru

© 2005-2017 Факультет физики РГПУ им. А.И.Герцена