Общие сведения о задачнике

Структура и содержание задачника
Как пользоваться задачником ?
О истории создания, авторах, а также об использованных программах и ресурсах

Задачник "Практикум по программированию" представляет собой гипертекстовый учебно-методический комплекс поддержки курса "Программирование", ориентированный на студентов физических факультетов педагогических вузов. Задачник содержит более 100 задач по структурному программированию на алгоритмическом языке Паскаль.

Поскольку данное пособие не является УЧЕБНИКОМ по программированию, в традиционном смысле, практическим занятиям обязательно должен предшествовать или сопутствовать ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС, на котором студенты получают систематизированные теоретические знания о языке и приемах программирования. Поэтому, задачник является именно средством поддержки курса, а ни его полной замены! Кроме того, данный задачник не может выступать как средство полного освобождения преподавателя от общения со студентами (и наоборот). Но вместе с тем, он дает возможность сделать работу студентов активной, в смысле поиска ответов на возникающие вопросы, и более или менее самостоятельной при выполнении заданий.

Структура и содержание задачника
Гипертекстовый задачник “Практикум по программированию” включает в себя следующие разделы:

Раздел “Задания”
Содержит комплекс задач по структурному программированию на языке Паскаль. Задачи распределены по 10-ти темам:

  1. Линейные алгоритмы. Организация ввода-вывода данных.
  2. Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор и оператор множественного выбора.
  3. Циклические алгоритмы. Оператор цикла с параметром.
  4. Циклические алгоритмы с неизвестным заранее числом повторений. Операторы циклов с пред- и постусловием.
  5. Решение задач по обработки массивов.
  6. Элементы структурирования программ: описание и использование функций.
  7. Элементы структурирования программ: описание и использование процедур.
  8. Работа в графическом режиме. Построение графиков функций.
  9. Задачи по обработки символов и строк.
  10. Творческие задания по выбору студента.

Выполнение заданий первых 5-ти тем направлено на приобретение основных навыков программирования на примере решения простых вычислительных задач, с использованием основных алгоритмических конструкций языка Паскаль.

Выполнение заданий двух следующих тем (6 и 7) направлено на приобретения навыков структурирования программ.

Последняя тема содержит ряд творческих заданий, выполнение которых требует применение всех знаний и практических навыков, полученных в ходе выполнения всех предыдущих заданий, а также может дополнительно потребовать самостоятельного расширения знаний о языке программирования.

Раздел “Требования к программам”
В этом разделе перечислены минимальные требования, которым должны удовлетворять учебные программы, а также показаны примеры оформления программ.

Раздел “Советы и рекомендации”
В данном разделе подробно рассматриваются вопросы связанные с реализацией типичных вычислительных и иных алгоритмов; приводятся примеры рабочих программ и обсуждаются вопросы выбора эффективных способов решения различных задач. Материал этого раздела содержит (явно или косвенно) ответы на большинство вопросов, которые могут возникнуть у студентов при выполнении практических заданий. В разделе также приведен список рекомендуемой литературы (он постоянно изменяется и дополняется).

Раздел “Справка по языку Паскаль”
Данный раздел задачника представляет собой гипертекстовый справочник по языку программирования Турбо Паскаль. Не являясь полным справочным пособием он содержит лишь те минимальные сведения о языке, которые необходимы для выполнения заданий. В справочной системе отражена необходимая информация о синтаксисе языка, алгоритмических механизмах (операторах), основных типах данных и механизмах управления ими, механизмах структурирования программ. Описание всегда сопровождается примерами. Кроме этого, в справочную систему включено полное описание (интерфейс и назначение) встроенных процедур и функций языка Borland Pascal 7.0 [Грызлов В.И., Грызлова Т.П., Турбо Паскаль 7.0, –М.: ДМК, 2000, стр.354-373].

Как пользоваться задачником ?
В техническом отношении задачник представляет собой обыкновенный гипертекстовый документ, работа с которым (фактически, просто просмотр и навигация) осуществляется в интернет-броузере Internet Explorer. Для выбора того или иного раздела задачника достаточно “щелкнуть мышкой” на соответствующей кнопке в левой части окна. Далее навигация по тексту осуществляется путем выбора гиперссылок (части текста, выделенной, как правило, цветом и подчеркиванием). Для возврата к предыдущей странице или разделу можно использовать соответствующие гиперссылки (если они есть) или кнопку “Назад” на панели инструментов Internet Explorer.

С чего начать? С того, что Вы делаете в настоящий момент, т.е. с чтения раздела “Общие сведения”.

А что потом? Потом необходимо получить номер Вашего варианта. Спросите об этом преподавателя.

Теперь Вы можете ознакомиться с заданиями, которые вам предстоит выполнить. Если Вы не имеете возможности получить доступ к задачнику через Интернет, рекомендуется (а значит это нужно сделать обязательно) переписать себе в тетрадь задания по нескольким первым темам (остальные задания Вы перепишите по ходу работы). При этом Вы сможете обдумывать задачи и пробовать составлять программы дома.

После этого необходимо ознакомиться с требованиями, которые предъявляются в учебным программам (раздел "Требования к программам"). Это минимальные требования, касающиеся оформления и организации программ, выполнение которых является обязательным для защиты работы.

Итак, Вы прочитали задание, готовы его выполнять, но не знаете как или в чем-то не уверены. Прежде чем звать на помощь преподавателя, постарайтесь найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно. Ваши помощники – конспект лекций по программированию, книга (а лучше две) и данный задачник. Например, если Вы выполняете задание одной из первых 5 тем, то прежде всего ознакомьтесь (или вспомните) синтаксис того оператора, который Вы собираетесь использовать. Это можно сделать заглянув в раздел “Справка по языку Турбо Паскаль”. Затем можно посмотреть раздел “Советы и рекомендации” и, возможно, Вы найдете примеры программ и их описание, которые помогут Вам решить Вашу задачу (ссылки на содержание этих разделов помещены в конце заданий). И только когда самостоятельные поиски путей решения задачи завели Вас в окончательный тупик, смело зовите на помощь преподавателя.

Если я заболею,
К врачам обращаться не стану;
Обращусь я к друзьям,
Не сочтите, что это в бреду…

Есть еще один способ найти ответы на возникшие вопросы – обратится к вашим коллегам. Но в этом случае Вы должны помнить о двух важных вещах. Первое, своими вопросами Вы отвлекаете их от собственной работы – учитывайте это. Второе, если уж вам согласились помочь, никогда не принимайте в качестве помощи готовую программу – это “медвежья услуга”. Напротив, просите объяснить как она составлена и напишите свою собственную.

 


 

О истории создания

Идея создания данного электронного задачника возникла достаточно давно и принадлежит кандидату технических наук Вяткину Константину Константиновичу. В 1990 году был создан пакет "Практикум по программированию на языке Basic" - набор электронных карточек-заданий. В течение 5-ти лет он успешно использовался при проведении практических занятиях по курсу "Основы информатики и вычислительной техники", читаемого студентам факультета физики РГПУ им. А.И.Герцена. В 1998 году комплект задач был пересмотрен и существенно расширен. Возникла идея создание удобного гипертекстового задачника, который включал бы не только набор задач, но  и методические рекомендации к их выполнению, а также справочную информацию о языке программирования.

Информация об авторах

 
  • Тюканов Алексей Станиславович - доцент кафедры прикладной математики.
  • Васильев Николай Александрович - директор учебной обсерватории, ассистент кафедры теоретической физики и астрономии.

Телефон для контактов: 314-48-85
Электронная почта: thphys@herzen.spb.ru, tiukanov@mail.ru

 

Об авторских правах

Все права на использование и распространение электронного задачника принадлежат исключительно его авторам. Опубликованная в Интернете версия задачника доступна для свободного использования (копирование, распространение) с обязательным сохранением информации об авторах и только в том случае, если из этого не извлекается коммерческая выгода.

 

О использованных ресурсах и программных продуктах

При создании гипертекстового документа использовались приложения: Microsoft® Word и Microsoft® Front Page Editor из комплекта Microsoft® Office 97; CorelXARA 2.0; Adobe® PhotoShop 4.0. Тестирование HTML-документа осуществлялось в браузере Microsoft® Internet Explorer 4.0/5.0

Эмблема университета, размещенная на первой странице задачника, скопирована с официального сайта Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена http://www.herzen.spb.ru/

 

.