Приложение III. Справочник по процедурам и
функциям языка Borland Pascal 7.0

Содержание |  Назад  |  Вперед

 

Модуль System
Модуль CRT
Модуль DOS
Модуль Strings
Модуль Graph
Модуль Overlay

Модуль System

Интерфейс

Назначение

Арифметические функции

Function Abs(x : real): real; Абсолютное значение
Function ArcTan(x : real): real; Арктангенс угла в радианах
Function Cos(x : real): real; Косинус угла в радианах
Function Exp(x : real): real; Показательная функция (экспонента)
Function Frac(x : real): real; Дробная часть числа
Function lnt(x : real): real; Целая часть числа
Function Ln(x : real): real; Логарифм
Function Pi: real; Число ?
Function Random: real;
Function Random(Range : word): word;
Если задан диапазон Range - значение типа word от 0 до (Range - 1), если не задан - вещественное от 0 до 1.
Случайное число
Procedure Randomize; Инициализация генератора случайных чисел случайным значением
Function Sin(x : real): real; Синус угла в радианах
Function Sqr(x : real): real; Квадрат аргумента
Function Sqrt(x : real) :real; Квадратный корень из аргумента

Преобразование типов

Function Chr(i: byte): char;
i-код ASCII символа
Возвращает символ по его коду в таблице ASCII
Function Ord(i: Порядковый тип>): longint; Преобразует типы char и boolean к целому типу; для целых аргументов повторяет значение аргумента
Function Round(x : <вещественный тип>): longint; Округляет значение вещественного типа до целого
Function Trunc(x : <вещественный тип>): longint; Усекает значение вещественного типа до целого

Порядковые процедуры и функции

Procedure Dec(var i: <порядковый тип>); Procedure Dec(var i: <порядковый тип>, n: longint); Преобразует переменную порядкового типа i к предшествующему значению или на n шагов назад
Function High(X) :Tx;
X - переменная порядкового типа, строка, массив или порядковый тип, строковый тип, тип массив;
Тх - совпадает по типу с порядковым типом Х или имеет целое значение для строк и массивов
Наибольшее значение для

заданного объекта порядково

го типа или наибольший

индекс для строки и массива

Procedure lnc( var i: <порядковый тип>); Procedure Inс( var i: <порядковый тип>, n : longint); Преобразует переменную порядкового типа i к последующему значению или на n шагов вперед
Function Low(X): Тх;
X - переменная порядкового типа, строка, массив или порядковый тип, строковый тип, тип массив;
Тх - совпадает по типу с порядковым типом Х или имеет целое значение для строк и массивов
Наименьшее значение для заданного объекта порядкового типа или наименьший индекс для строки и массива
Function Odd( i: <порядковый тип>): boolean; Проверка числа на нечетность
Function Predf i: <порядковый тип>): <порядковый тип>; Возвращает предыдущее значение для порядкового типа, не изменяя переменной
Function Succf i: <порядковый тип>): <порядковый тип>; Возвращает следующее значение порядкового типа, не изменяя переменной

Байтовые операции

Function Hi(X : word): byte; Старший байт аргумента
Function Lo(X : word): byte; Младший байт аргумента
Function Swap(X: <двухбайтный аргумент>): <тип аргумента>; Перестановка старших и младших байтов аргумента

Работа с параметрами командной строки

Function ParamCount: word; Определяет число параметров, переданных программе при запуске в командной строке
Function ParamStr(Num : byte): String; Num - номер параметра Возвращает заданный параметр командной строки

Управление вычислительным процессом

Procedure Break; Выход из цикла
Procedure Continue; Завершение очередной итерации цикла
Procedure Exit; Выход из текущего блока
Procedure Halt;
Procedure Halt(ExitCode : word);
ExitCode - код завершения программы
Прекращение выполнения программы и возврат в операционную систему
Procedure RunError;
Procedure RunError(ErrorCode : byte);
ErrorCode- код ошибки
Остановка выполнения
программы и генерация
ошибки времени выполнения

Указатели и адресация

Function Addr(X : <переменная или подпрограмма>): Pointer;
X - объект (переменная, процедура или функция); Результат - адрес объекта
Определяет адрес заданного объекта
Function Cseg: word; Текущее значение регистра CS
Function DSeg: word; Текущее значение регистра DS
Function Ofs(X : <переменная или подпрограмма>): word;
X - объект (переменная, процедура или функция); Результат - смещение адреса объекта
Определяет смещение адреса заданного объекта
Function Ptr(Segment, Offset: word): Pointer; Segment, Offset - сегмент и смещение, результат указатель (полный адрес) Образует указатель по заданному сегменту и смещению
Function Seg(X : <переменная или подпрограмма>): word;
Х - объект (переменная, процедура или функция); Результат - сегмент адреса объекта
Определяет сегмент адреса заданного объекта
Function SPtr : word; Текущее значение регистра SP
Function SSeg : word; Текущее значение регистра SS

Работа с памятью

Procedure FillChar(varX : <переменная любого типа>; Count: word; Value : <byte или char>);
X - переменная, с которой начинается заполнение; Count - число байт; Value - заполнение
Заполняет заданное число последовательных байтов указанным значением
Procedure Movefvar Source, Dest; Cound : word); Source - источник, Dest - приемник ; Count - число байтов; Копирование заданного числа байтов из источника в приемник
Function SizeOf(X:<переменная любого типа или тип>): word; Число байтов, занимаемых аргументом

Работа с динамическими переменными

Function Assigned(var P : Pointer): boolean; Результат - false, если P=nil и true в противном случае Проверяет, присвоено ли значение указателю
Procedure Dispose(var Ptr: Pointer);
Procedure Dlspose(var Ptr: Pointer; Done : Destructor);
Ptr - указатель на динамическую переменную; метод Done задается при уничтожении объектов
Уничтожает динамическую переменную
Procedure FreeMem (var Ptr: Pointer; Size : word);
Ptr - указатель на переменную; Size - размер переменной в байтах;
Уничтожает динамическую переменную заданного размера
Procedure GetMein (var Ptr: Pointer; Size : word);
Ptr - указатель на переменную; Size - размер переменной в байтах;
Создает новую динамическую переменную заданного размера и устанавливает указатель на нее
Procedure Mark(var Ptr: Pointer); Ptr -указатель; Записывает текущее состояние кучи в переменную типа указатель
Procedure New(var Ptr: Pointer); Создает новую динамическую
Procedure Dispose (var Ptr: Pointer; Init: constructor); Ptr - указатель на динамическую переменную; метод Init задается при создании объектов переменную и устанавливает указатель на нее
Function MaxAvail: Longint; Возвращает размер наибольшего непрерывного свободного блока кучи
Function MemAvail: Longint; Возвращает количество свобод ных байтов, имеющихся в куче
Procedure Release(var Ptr: Pointer);
Ptr - указатель;
Освобождает часть памяти, следующую после указателя

Работа с множествами

Procedure Exclude(var S : set of T; Element: T);
S - множество элементов типа T, Element - элемент типа Т
Исключает элемент из множества
Procedure lnclude(var S : set of T; Element: T);
S - множество элементов типа T, Element - элемент типа Т
Включает элемент в множество

Ввод и вывод

Procedure Assign(FileVar: <файловый тип>, File-Name);
FileVar - переменная файлового типа; FileName - строка, содержащая имя файла
Присвоение имени внешнего файла файловой переменной
Procedure ChDir(NewDir: string);
NewDir - новая директория
Изменение текущего каталога
Procedure Close(FileVar: <файловыйтип>): FileVar - переменная файлового типа; Закрытие открытого файла
Function Eof(FileVar: <файловый тип>): boolean; FileVar - переменная файлового типа Определяет, достигнут ли конец файла
Procedure Erase(FileVar: <файловыйтип>);
FileVar - переменная файлового типа
Удаление внешнего файла
Function FilePos( FileVar: <файловый тип>): longint; FileVar - переменная файлового типа; результат - текущая позиция указателя в файле Возвращает текущую позицию указателя в файле
Function FileSize(FileVar: <файловый тип>): longint; FileVar - переменная файлового типа; результат - число записей в файле Возвращает текущий размер файла
Procedure GetDir(Driv : byte; var CurrentDir: string); Driv - числовой код диска (0-текущий, 1 -А, 2-В и т.д.) CurrentDir - текущий каталог; Возвращает текущий каталог на заданном диске
Function lOResult: integer; Возвращает код состояния последней выполненной операции ввода / вывода
Procedure MRDir(NewDir: string);
NewDir - новый каталог
Открывает новый каталог
Procedure Read(FileVar: <файловый тип>; var v1,v2,....);
Procedure Read(var FileVar: Text; varv1,v2,....); Procedure Read(v1,v2,....);
FileVar - переменная файлового типа, для чтения при вводе с клавиатуры может не указываться; v1, v2,... - переменные
Считывает одно или более значений из файла в одну или более переменных
Procedure ReName(FileVar: <файловыйтип>, NewName);
FileVar - переменная файлового типа; NewName -строка, содержащая новое имя файла
Переименовывает внешний файл
Procedure ReSet( FileVar: <файловый тип>):FileVar - переменная файлового типа Открывает существующий файл
Procedure ReWrite( FileVar: <файловый тип>):FileVar - переменная файлового типа Создает и открывает новый файл
Procedure RmDir(DelDir: string);
DelDir - удаляемый каталог
Удаление пустого каталога
Procedure Seek(FileVar: <файловый тип>; Pos : longint);
FileVar - переменная файлового типа; Pos – позиция указателя
Передвигает указатель на заданную компоненту файла
Procedure Truncate(FileVar: <файловый тип>): FileVar - переменная файлового типа Усекает размер файла до текущей позиции в файле
Procedure Write(FileVar: <файловый тип>; var v1,v2,„..);
Procedure Write(var FileVar: Text; varv1,v2,....);
Procedure Write(v1,v2,....);
FileVar - переменная файлового типа, для вывода на экран может не указываться; v1,v2, ... -переменные
Записывает одно или более значений из одной или более переменных в файл

Работа со строками и символами

Function Concat(s1, s2,... : string): string;
s1, s2 - последовательность объединяемых строк
Объединение (конкатенация) последовательности строк
Function Copy(Source : String; Pos, Count: integer):string;
Source - исходная строка; Pos - номер позиции, с которой начинается копирование; Count – число копируемых символов
Копирует подстроку из строки
Procedure Delete(var Source : String; Pos, Count: integer);
Source- строка, с которой проводится операция;
Pos- номер позиции, с которой начинается удаление;
Count - число удаляемых символов
Удаляет подстроку из строки
Procedure lnsert(Source : String; var Dest: string; Pos: integer);
Source - вставляемая строка; Dest - строка, с которой проводится операция; Pos - номер позиции, с которой начинается вставка
Вставляет подстроку в строку
Function Length(S : String): integer; S - строка Определяет динамическую длину строки
Function Pos(SubStr, S : String): byte;
S - строка, в которой происходит поиск;
SubStr -искомая подстрока, результат - позиция в S, начиная с которой следует искомая подстрока. Если подстрока не содержится в строке, возвращается 0
Поиск подстроки в строке
Procedure Str(X : <целый или вещественный тип>;var S : String);
Х - преобразуемое число (может быть указан форматпреобразования),
S - результирующая строка
Преобразует численное значение в строку
Function UpCase(Symbol: Char): Char; Преобразует буквы латинского алфавита в прописные
Procedure Val(ValueString : string; var X: <целый или вещественный тип>; var ErrorCode: integer);
ValueString - преобразуемая строка; Х – результат целого или вещественного типа; ErrorCode – код ошибки
Преобразует строку в численное значение

Текстовые файлы

Procedure Append(var F: Text); F - переменная, соответствующая текстовому файлу Открывает существующий файл для добавления текста в конец файла
Function EoLn(var F : Text): boolean ;
Значение функции true, если в файле достигнут конец строки, и false - в противоположном случае
Определяет, достигнут ли в файле конец строки
Procedure Flush(var F : Text);
F - переменная, соответствующая текстовому файлу
Выталкивает содержимое буфера в файл
Procedure ReadLn(var F: Text; var v1,v2,....);
Procedure ReadLn(varv1,v2,....);
F - текстовый файл, для чтения при вводе с клавиатуры может не указываться; v1, v2,... -переменные
Выполняет те же действия, что и Read, а потом делает пропуск до начала следующей строки файла
Function SeekEof(var F : Text): boolean;
F - текстовый файл
Определяет, достигнут ли конец файла, пропуская пробелы, символы табуляции и конца строк
Function SeekEoln(var F : Text): boolean;
F - текстовый файл
Определяет, достигнут лив файле конец строки, пропуская пробелы и символы табуляции
Function SetTextBuf(var F : Text; var But; Size : word);
Function SetTextBuf(var F : Text; var Buf);
F - текстовый файл; Buf - буфер; Size – размер буфера
Назначает буфер ввода, вывода для текстового файла
Procedure WriteLn(var F : Text; varv1,v2,....);
Procedure WriteLn(varv1,v2,....);
F - текстовый файл, для вывода на экран может не указываться; v1, v2,... - переменные
Выполняет те же действия, что и Write, а потом добавляет к файлу маркер конца строки

Работа с нетипизированными файлами

Procedure BlockRead(var F: File; var Buf: <любой тип>; Count: word);
Procedure BlockRead(var F : File; var Buf: <любой тип>; Count: word; var Result: word);
F - файл; Buf - буфер, в который осуществляется считывание; Count - число записей; Result – текущее положение указателя
Считывает из файла в переменные одну или более записей
Procedure BlockWrite(var F : File; var Buf: <любой тип>; Count :word);
Procedure BlockWrite(var F: File; var Buf: <любой тип>; Count: word; var Result: word);
F - файл; Buf - буфер, в который осуществляется считывание; Count - число записей; Result - текущее положение указателя
Записывает в файл одну или более записей из переменных

Модуль CRT

Интерфейс

Назначение

Установка режимов и окон

Procedure AssignCrt(File : Text); Связывает окно дисплея с текстовым файлом, что позволяет ускорить вывод на экран
Procedure CIrScr; Очищает экран и помещает курсор в верхний левый угол
Procedure TextMode(Mode: integer);
Mode - номер текстового режима или соответствующая константа
Выбор текстового режима
Procedure Window(X1, Y1, Х2, Y2 : byte);
(Х1 ,Y1) и (X2.Y2) - координаты верхнего левого и нижнего правого углов окна
Определяет окно вывода в текстовом режиме

Управление цветом текста и фона

Procedure HighVideo; Устанавливает высокую яркость выводимых символов
Procedure LowVideo; Устанавливает низкую яркость выводимых символов
Procedure Norm Video; Возвращает цвет символов и фона, свойственный данному графическому режиму по умолчанию
Procedure TextBackground(Color: byte);
Color - код цвета или соответствующая константа
Выбор цвета фона
Procedure TextColor (Color : byte);
Color - код цвета или соответствующая константа
Выбор цвета символов

Управление выводом текста

Procedure CIrEol; Стирает все символы от текущей позиции курсора до конца строки
Procedure DelLine; Удаление линии, в которой находится курсор
Procedure InsLine; Вставляет новую строку текста перед строкой, где находится курсор

Работа с клавиатурой

Function KeyPressed : boolean;
Значение функции true, если нажата клавиша, и false, если нет
Определяет, была ли нажата клавиша на клавиатуре
Function ReadKey : char;
Значение функции - код символа клавиши, нажатой на клавиатуре
Чтение символа из буфера клавиатуры

Управление курсором

Procedure GotoXY( X, Y : integer);
X, Y - координаты курсора
Перемещает курсор в указанные координаты окна вывода
Function WhereX: integer;
Значение функции - координата X курсора
Возвращает текущую координату Х курсора
Function WhereY: integer;
Значение функции - координата Y курсора
Возвращает текущую координату Y курсора

Управление звуком

Procedure NoSound; Выключает звук динамика
Procedure Sound(Hz: word);
Hz - частота звука в герцах
Включает звук динамика с заданной тональной частотой

Управление временем

Procedure Delay(MS : word);
MS - значение задержки в миллисекундах
Задержка исполнения программы на заданное число миллисекунд

Модуль DOS

Интерфейс

Назначение

Управление вычислительным процессом

Function DosExitCode: word; Возвращает код завершения подпроцесса
Procedure Exec( Name : PathStr; CmdLine : string);
Name - имя файла - строка типа PathStr; CmdLine - командная строка запускаемой программы
Выполняет заданную программу с указанной командной строкой
Procedure Keep(ExitCode : word);
ExitCode - код завершения программы
Завершает программу и оставляет ее в памяти (реализует прерывание "завершить и оставить резидентным" - TSR)
Procedure SwapVectors; Меняет сохраненные векторы прерываний с текущими векторам

Функции работы с окружением

Function EnvCount: integer; Возвращает число строк, содержащихся в окружении
Function EnvStr(lndex : integer): string;
Index - номер строки
Возвращает указанную строку окружения
Function GetEnv(EnvVal: string): string;
EnvVal - заданная переменная окружения, результат - ее значение
Возвращает значение указанной переменной среды окружения

Функции управления прерываниями

Procedure GetlntVec(lntNo : byte; var Vector: Pointer);
IntNo - номер вектора прерывания; Vector – дальний адрес процедуры обработки
Возвращает FAR-адрес, хранящийся в указанном векторе прерывания
Procedure lntr(lntN: byte; var Regs : Registers);
IntN - номер программного прерывания (О...255);
Regs - регистры процессора (запись, тип которой определен в модуле DOS)
Выполняет указанное программное прерывание
Procedure MSDos(var Regs : Registers);
Regs - регистры процессора (запись, тип которой определен в модуле DOS)
Выполняет функцию прерывания операционной системы
Procedure SetlntVec(lntNo : byte; Vector: Pointer);
IntNo - номер вектора прерывания;
Vector - длинный адрес процедуры обработки прерывания
Устанавливает адрес процедуры обработки в заданном векторе прерывания

Процедуры определения даты и времени

Procedure GetDate(var Year, Month, Day, DayOfWeek :word);
Year - год, Month - месяц, Day - дата, DayOfWeek - день недели
Возвращает текущую дату, установленную в операционной системе
Procedure GetFTime(var F : <файловый тип>; var Time : longint);
F - файл (переменная файлового типа, типизированного, нетипизированного или текстового); Time - дата
Возвращает дату и время последней записи в файл
Procedure GetTime(var Hour, Minute, Second, SedOO: word);
Hour - часы, Minute - минуты, Second - секунды, SedOO - сотые доли секунды
Возвращает текущее время, установленное в операционной системе
Procedure PackTime(varT: DateTime; var Time: longint);
Т- запись типа DateTime, содержащая дату, часы, минуты, секунды и сотые секунды; Time - время в "упакованном" виде
Преобразует запись времени типа DateTime к одной переменной типа longint, используемой процедурой SetFTime
Procedure SetDate(Year, Month, Day : word);
Year - год, Month - месяц, Day – число
Устанавливает текущую дату операционной системы
Procedure SetFTime(var F: <файловый тип>; Time: longint);
F - переменная файлового типа; Time – время в упакованном виде
Устанавливает в файле указанное время создания

Процедуры установки даты и времени

Procedure SetTime(Hour, Minute, Second, SedOO : word);
Hour - часы, Minute - минуты, Second - секунды, Sed 00 - сотые доли секунды
Устанавливает в операционной системе текущее время
Procedure UnpackTime(Time : longint; var DT: DateTime);
Time - "упакованное" время; DT – запись "распакованного времени"
Преобразует время из упакованной формы в запись типа DateTime, содержащую дату, часы, минуты и т.д.

Функции статуса диска

Function DiskFree(Drive : byte): longint
Drive - номер диска ( 0'- текущий, 1 - А и т.д.) Результат - число свободных байтов (-1, если диск задан неверно)
Возвращает число свободных байтов на заданном диске
Function DiskSize(Drive : byte): longint
Drive - номер диска ( 0 - текущий, 1 - А и т.д.) Результат- число байтов на диске (-1, если диск задан неверно)
Возвращает общее число байтов на диске

Процедуры и функции работы с файлами

Function FExpand(Name : PathStr): PathStr
Name - имя файла
Получив имя файла, расширяет его до полностью определенного имени (диск, директория и расширение)
Function FSearch(Name : PathStr; OirList: string): PathStr
Name - имя файла; DirList - список путей для поиска; результат - найденный путь к файлу
Ищет файл в заданном списке директорий
Function FSplit(Path: PathStr; var Dir: DirStr; var Name: NameStr; var Ext: ExtStr);
Path – имя файла с полным путем;
Dir – директория; Name – имя файла; Ext - расширение
Разделяет полное имя файла на 3 части (директория, имя файла, расширение)
Procedure FindFirst(Path : String; Attr: word; var F: TSearchRec);
Path – путь для поиска с маской; Attr- атрибуты искомых файлов; F- запись типа TsearchRec с результатами поиска
Ищет в заданном каталоге первый файл, соответствующий заданной спецификации
Procedure FindNext(var F : TSearchRec);
F – запись типа TsearchRec с результатами поиска
Ищет следующие файлы, удовлетворяющиеспецификации, заданной в процедуре FindFirst
Procedure GetFAttr(var F, var Attr: word);
F - переменная файлового типа; Attr - код атрибутов файла
Определяет атрибуты файла
Procedure SetFAttr(var R Attr: word);
F - переменная файлового типа; Attr - код атрибутов файла
Устанавливает атрибуты файла

Дополнительные процедуры и функции

Function DosVersion: word;
Значение функции – номер версии DOS, при этом старший байт содержит вторую цифру номера
Возвращает номер версии DOS
Procedure SetCBreak(var Break : boolean);
Break - если true, прерывание по Ctrl-Break установлено
Возвращает состояние проверки Ctrl-Break в DOS
Procedure SetVerify(var Verify : boolean); Возвращает состояние флага верификации в DOS.
Procedure SetVerify(Verify : boolean); Устанавливает состояние флага верификации в DOS
Procedure SetCBreak(var Break : boolean);
Break - если true, прерывание по Ctrl-Break установлено
Устанавливает состояние Ctrl-Break в DOS

Модуль Strings

Интерфейс

Назначение

Создание, уничтожение, длина

Function StrDispose(Str: Pchar);
Str - уничтожаемая строка
Освобождает память в куче, занятую строкой
Function StrEnd(Str: PChar): Pchar; Возвращает указатель на конец заданной строки
Function StrLen(Str: PChar): word; Определяет число символов в строке
Function StrNew(Str: PChar): PChar; Выделяет память в куче под строку

Объединение строк

Function StrCat(Dest, Source : PChar): PChar;
Dest - первая и результирующая строка; Source - добавляемая строка
Копирует одну строку после конца другой и возвращает указатель на объединенную строку
Function StrLCat(Dest, Source :.PChar; MaxLen : word) : PChar;
Dest - первая и результирующая строка; Source - добавляемая в конец строка; MaxLen – максимальная длина результирующей строки
Объединяет две строки с контролем длины результирующей строки

Сравнение строк

Function StrComp(Str1, Str2 : PChar): integer;
Str1 и Str2 - сравниваемые строки; результат сравнения
<0, если Str1 <Str2
=0, если Str1 = Str2
>0, если Str1 > Str2
Сравнивает две строки
Function StrlComp(Str1, Str2 : PChar): integer;
Str1 и Str2 - сравниваемые строки; результат сравнения аналогично StrComp
Сравнивает две строки, игнорируя разницу прописных и строчных букв (латинского алфавита)
Function StrLComp(Str1, Str2 : PChar; MaxLen : word): integer;
Str1 и Str2 - сравниваемые строки; MaxLen – число сравниваемых символов; результат сравнения - как у функции StrLComp
Сравнивает две строки, используя определенное число символов
Function StrLIComp(Str1, Str2 : PChar; MaxLen : word): integer;
Str1 и Str2 - сравниваемые строки; MaxLen – число сравниваемых символов; результат сравнения - как у функции StrLComp
Сравнивает определенное число символов двух строк, игнорируя разницу прописных и строчных букв (латинского алфавита)

Копирование

Function StrCopy(Dest, Source : PChar): PChar;
Source - источник; Dest - результат. Значение функции - указатель на Dest
Копирует строку Source в строку Dest
Function StrECopy(Dest, Source : Pchar): PChar;
Dest - первая и результирующая строка; Source - добавляемая строка
Копирует одну строку после другой и возвращает указатель на конец результирующей строки
Function StrLCopy(Dest, Source : PChar; MaxLen word): PChar;
Dest - строка, откуда ведется копирование; Source - строка, куда ведется копирование; MaxLen – число символов
Копирует определенное число символов одной строки в другую

Модуль Graph

Интерфейс

Назначение

Управление графическим режимом

Procedure CloseGraph; Закрывает графический режим
Procedure DetectGraph(var grDriver, grMode : integer);
GrDriver - код драйвера, grMode - код графического режима
Определяет рекомендуемые к применению для данного компьютера графические драйвер и режим
Function GetDriverName : string;
Значение функции - имя используемого драйвера
Определяет имя файла с используемым графическим драйвером
Function GetGraphMode : integer;
Значение функции - код графического режима
Определяет код используемого графического режима
Function GetMaxMode : integer;
Значение функции - максимальное значение кода режима
Определяет максимальное значение кода графического режима для используемого драйвера
Function GetModeName : string;
Значение функции - имя используемого графического режима
Определяет имя используемого графического режима
Procedure GetModeRange(grDriver: integer; var LoMode, HiMode : integer);
grDriver - код графического режима;
LoMode, HiMode - наименьшее и наибольшее значение кода графического режима для данного драйвера
Определяет минимальное и максимальное значение кода графического режима для указанного при обращении драйвера
Procedure GraphDefaults; Устанавливает графический указатель в начало координат и переустанавливает графическую систему
Function GraphErrorMsg(ErrorCode : integer): string;
ErrorCode - код графической ошибки.
Значение функции - текстовое сообщение о характере ошибки
Дает строку - сообщение об ошибке графического режима по коду ошибки
Function GraphResult: integer;
Значение функции - код ошибки
Определяет, произошла ли ошибка при исполнении процедур модуля
Procedure lnitGraph(var grDriver, grMode : integer; PathToDriver: string);
grDriver - код драйвера, grMode - код графического режима; PathToDriver - путь к файлу используемого драйвера
Устанавливает заданный графический режим
Function InstallUserDriver(Name : string; AutoDetectPtr: Pointer): integer;
Name - имя файла графического драйвера AutoDetectPtr - указатель на процедуру, определяющую успешность запуска драйвера. Значение функции - цифровой код установленного драйвера.
Инсталлирует пользовательский драйвер графического режима
Procedure RegisterBGIdriver(Driver: pointer) : integer;
Driver - указатель на драйвер
Регистрирует драйвер графической системы
Procedure RestoreSrtMode; Закрывает графический режим и восстанавливает текстовый режим, установленный ранее
Procedure SetGraphMode(grMode: integer);
grMode - код графического режима
Устанавливает другой графический режим без изменения драйвера

Управление экраном и окнами

Procedure ClearDevice; Очищает экран, сбрасывает все графические установки к значениям по умолчанию, устанавливает графический указатель в положение (0,0)
Procedure ClearViewPort; Очищает экран, устанавливая фон, заданный в SetBRColor
Function GetMaxX: integer;
Значение функции - максимальная координата X
Function GetMaxY: integer;
Значение функции - максимальная координата Y
Procedure GetAspectRatio(var Xasp, Yasp : word ); Определяет коэффициенты, характеризующие расстояния между пикселами по осям Х и Y
Function GetBkColor: word;
Значение функции – код цвета фона
Определяет установленный цвет фона

Экран в целом и окна

Procedure GetViewSettings(var ViewPort: ViewPortType);
Viewport - параметры текущего окна
Запрашивает текущие параметры окна и отсечения
Procedure SetBkColor(Color: word);
Значение функции - код цвета фона
Устанавливает цвет фона
Procedure SetActivePage(Page : word);
Page - номер активной страницы
Устанавливает активную графическую страницу
Procedure SetAspectRatio(var Xasp, Yasp : word );
Xasp, Yasp - коэффициенты по осям Х и Y
Изменяет масштабный коэффициент отношения сторон экрана
Procedure SetVisualPage(Page : word);
Page - номер активной страницы
Устанавливает номер видимой графической страницы
Procedure SetViewPort(X1, Y1, X2, Y2 : integer; Clip : boolean);
(X1, Y1) (X2, Y2) - координаты противоположных углов окна; Clip определяет, отсекать ли изображение за пределами окна (true) или нет (false)
Устанавливает визуальный порт (окно) для вывода графического изображения

Управление цветом

Function GetColor : word;
Значение функции - код цвета
Возвращает текущий цвет

(установленный SetColor)

Procedure GetDefaultPalette(var Palette : PaletteType); Palette - палитра (массив типа PaletteType) Определяет, какая палитра действует в режиме по умолчанию
Function GetMaxColor : word;
Значение функции - максимальный код цвета
Определяет максимальный код цвета в установленном режиме
Procedure GetPalette(var Palette : PaletteType);
Palette - палитра (массив типа PaletteType)
Определяет, какая палитра установлена
Function QetPaletteSize : word;
Значение функции - количество цветов в палитре
Возвращает размер таблицы палитры
Procedure SetAIIPalette(var Palette : PaletteType);
Palette - палитра (массив типа PaletteType)
Устанавливает все цвета палитры
Procedure SetColor(Color: word);
Color - код цвета
Устанавливает цвет для линий
Procedure SetPalette(ColorNum, Color: word);
ColorNum - код заменяемого цвета; Color - код нового цвета
Устанавливает один новый цвет в палитре
Procedure SetRGBPalette(ColorNum, RedValue, GreenValue, BlueValue : word );
ColorNum - код устанавливаемого в палитре цвета; RedValue, GreenValue, BlueValue – интенсивность красного, зеленого и синего для этого цвета
Устанавливает в палитру цвет, заданный тремя компонентами: красным, зеленым и синим

Управление указателем

Function GetX : integer;
GetX - координата X указателя
Возвращает координату Х текущего положения указателя
Function GetY: integer;
GetY - координата Y указателя
Возвращает координату Y текущего положения указателя
Procedure MoveTo(X : integer; Y : integer);
X, Y - координаты точки экрана
Перемещает указатель в точку, заданную координатами X, Y
Procedure MoveRel(DeltaX : integer; DeltaY : integer);
DeltaX, DeltaY - вектор приращений координат точки экрана
Перемещает указатель в точку, координаты которой отличаются от текущих координат на величину DeltaX, DeltaY

Шаблоны, закраска областей

Procedure FloodFill(X, Y : integer; ColorBorder: word);
X, Y - координаты точки, вокруг которой идет закраска; ColorBorder - цвет, обозначающий границы области закраски
Закрашивает произвольную область по заданным шаблону и цвету, вокруг заданной точки до границ, обозначенных определенным цветом
Procedure GetFillPattern(var FillPattern : FillPatternType);
FillPattern - массив типа FillPatternType, содержащий информацию о шаблоне
Определяет установленный тип шаблона
Procedure GetFillSettings(var Filllnfo : FillSettingsType);
Filllnfo - запись типа FillSettingsType, содержащая информацию о шаблоне
Определяет установленный тип шаблона
Procedure GetLineSettings(var Linelnfo : LineSetting-sType);
Linelnfo - запись типа LineSettingsType, содержащая информацию о типе линии
Определяет установленный тип линии
Procedure SetGraphBufSize(Size : word);
Size - размер буфера
Изменяет размер буфера для функций заполнения
Procedure SetFillPattern(Pattern: FillPatternType; Color: word);
Pattern - массив типа FillPatternType, содержащий информацию о шаблоне; Color - цвет закраски
Устанавливает шаблон и цвет закраски
Procedure SetFillStyle( Pattern, Color: word );
Pattern - код стандартного шаблона, Color – цвет закраски
Устанавливает один из стандартных шаблонов и цвет закраски
Procedure SetLineStyle(lineStyle, Pattern, Thickness : word);
LineStyle - код стиля линии, Pattern - собственный шаблон линии, Thickness - толщина линии
Устанавливает стиль линии как один из стандартных или по собственному шаблону

Изображение геометрических фигур и линий

Procedure Arc(X, Y: integer; StartAngle, EndAngle, R : word);
X, Y - координаты центра окружности; StartAngle, EndAngle - начальный и конечный углы дуги окружности в градусах ( 0 359); R-радиус окружности в пикселах в направлении Х
Дуга окружности. Процедура учитывает неодинаковость

масштаба по осям

Procedure Bar(X1, Y1, Х2, Y2 : integer);
(Х1, Y1) и (Х2, Y2) - координаты левого верхнего и правого нижнего углов прямоугольника
Окрашенный прямоугольник без контура
Procedure Bar3D(X1, Y1, Х2, Y2 : integer; Depth : word; Top : boolean);
(X1, Y1) и (Х2, Y2) - координаты левого верхнего и правого нижнего углов параллелепипеда; Depth - его глубина; Тор -определяет, изображать ли верхнюю грань фигуры (true - изображать).
Изображает трехмерный прямоугольный параллелепипед, с заполнением передней грани. Верхняя грань может изображаться или нет
Procedure Circle(X, Y : integer; R : word);
(X, Y) - координаты центра окружности; R - радиус в направлении оси Х
Окружность. Процедура учитывает неодинаковость масштаба по осям
Procedure DrawPoly(NumPoints : word; var PolyPoints);
NumPoints - число точек, задающих ломаную линию, PolyPoints - массив точек (элементов типа Point), задающих ломаную линию
Ломаная линия, проходящую через заданный массив точек
Procedure Ellipse(X, Y : integer; StartAngle, EndAngle, Rx, Ry :word);
X, Y - координаты центра эллипса; StartAngle, EndAngle -начальный и конечный углы дуги эллипса в градусах(0 359); Rx, Ry - полуоси эллипса в направлениях Х и Y в пикселах
Дуга эллипса,начиная от StartAngle до EndAngle, полуоси эллипса в направлениях Х и Y заданы в пикселах и не учитывают масштаб изображения по осям
Procedure GetArcCoords(var ArcCoords: ArcCoordsType);
ArcCoords - запись, содержащая координаты дуги
возвращает координаты дуги, изображенной процедурами Arc и Ellipse
Procedure FillEllipse(X, Y : integer; Rx, Ry : word);
X, Y - координаты центра эллипса; Rx, Ry - полуоси эллипса в направлениях Х и Y в пикселах
Чертит закрашенный эллипс, полуоси эллипса в направлениях Х и Y заданы в пикселах; масштаб изображения по осям не учитывается
Procedure FillPoly(NumPoints : word; var PolyPoints);
NumPoints - число точек, задающих ломаную линию, PolyPoints - массив точек (элементов типа point), задающих ломаную линию
Изображает закрашенный многоугольник, заданный массивом вершин
Function GetPixel(X, Y : integer): word;
X, Y - координаты точки, результат - цвет точки
Возвращает цвет заданной точки
Procedure Line (x1, у1, х2, у2 : integer);
(х1,у1) и (х2,у2)-координаты конечных точек отрезка прямой
Чертит отрезок прямой по двум заданным конечным точкам
Procedure LineRel(DeltaX, DeltaY : integer);
(DeltaX, DeltaY) - смещение конечной точки относительно начального положения указателя
Чертит отрезок прямой от положения указателя до точки, смещенной относительно указателя на заданную величину. Перемещает указатель в конечную точку
Procedure LineTo(X, Y : integer);
(X, Y) - координаты точки, в которую проводится отрезок
Чертит отрезок прямой от точки положения указателя до заданной точки. Перемещает указатель в эту точку
Procedure Rectangle (x1, у1, х2, у2 : integer);
(x1, у1) и (х2, у2) - координаты противоположных углов прямоугольника
Чертит контур прямоугольника
Procedure Sector(X, Y : integer; StartAngle, EndAngle, Rx, Ry :word);
X, Y - координаты центра эллипса; StartAngle, EndAngle -крайние углы сектора эллипса в градусах (0...359); Rx, Ry - полуоси эллипса в направлениях Х и Y в пикселах
Изображает заполненный сектор эллипса, ограниченный углами от StartAngle до EndAngle. Заполняется сектор от минимального до максимального значения углов, независимо от их следования
Procedure PieSlice(X, Y : integer; StartAngle, EndAngle, R :word);
X, Y - координаты центра эллипса; StartAngle, EndAngle - крайние углы сектора эллипса в градусах (0...359); R - радиус окружности в направлении Х в пикселах
Изображает закрашенный сектор круга, ограниченный углами от StartAngle до EndAngle, радиус круга задан в пикселах в направлении Х и учитывает масштаб изображения по осям. Заполняется сектор от минимального до максимального значения углов, независимо от их следования
Procedure PutPixel(X, Y : integer; Color: word);
X, Y - координаты точки, Color - цвет точки
Окрашивает точку экрана в заданный цвет

Вывод текста

Procedure GetTextSettings(var Textlnfo : TextSettingsType);
Textlnfo - запись, содержащая действующие установки вывода текста
Определяет установки вывода текста
Procedure OutText(Text: string);
Text - выводимая строка текста
Выводит текст на экран начиная с позиции графического указателя. Позиция графического указателя смещается на ширину выводимого текста
Procedure OutTextXY(X, Y : integer; Text: string);
X, Y - координаты точки, к которой привязывается выводимый текст;
Text - выводимая строка текста
Выводит текст на экран относительно заданной точки, с учетом используемого типа юстировки
Function lnstallUserFont(FontFileName : string): integer;
FontFileName - имя файла, содержащего шрифт; Результат - номер (код) установленного шрифта
Инсталлирует новый шрифт
Procedure RegisterBGIFont(Font: pointer): integer;
Font - указатель на шрифт
Регистрирует шрифт для графической системы
Procedure SetTextJustify(Horiz, Vert: word); Horiz, Vert - коды привязки текста по горизонтали и вертикали Устанавливает тип привязки текста к точке вывода по горизонтали и вертикали
Procedure SetTextStyle(Font, Direction, CharSize : word);
Font - тип используемого шрифта, Direction -направление вывода надписи, CharSize – размер символов
Устанавливает стиль выводимого текста
Procedure SetUserCharSize(MultX, DivX, MultY, DivY: word); MultX, DivX, MultY, DivY - коэффициенты умножения (Mult) и деления (Div) по осям X и Y, соответственно Масштабирование шрифтов с произвольным дробным масштабом
Procedure SetWriteMode(WriteMode: integer);  

 

Function TextHeight(Text: string): integer;
Text - строка выводимого текста. Результат - высота текста в пикселах
Определяет высоту текстовой строки при заданных установках стиля
Function TextWidth(Text: string): integer;
Text - строка выводимого текста. Результат - длина текста в пикселах
Определяет длину текстовой строки при заданных установках стиля

Копирование части экрана

Procedure Getlmage(X1, Y1, Х2, Y2 : integer; var BitMap: pointer);
(X1, Y1) и (Х2, Y2) - координаты противоположных углов прямоугольника, ограничивающего копируемую область экрана; BitMap - указатель на область памяти, отведенную для хранения данного изображения
Копирует в ОЗУ прямоугольную область экрана
Function lmageSize(X1, Y1, Х2, Y2 : integer): word;
(X1, Y1) и (Х2, Y2) - координаты противоположных углов прямоугольника, ограничивающего область экрана; значение функции - объем информации в байтах
Определяет размер в байтах памяти, необходимой для хранения прямоугольной области экрана
Procedure Putlmage(X, Y : integer; var BitMap : Pointer; BitBIt: word);
X, Y - координаты левого верхнего угла для выводимого изображения; BitMap - указатель на область памяти; BitBIt - код логической операции
Выводит изображения из памяти ЭВМ в указанную область экрана с заданной логической операцией наложения нового изображения на старое

Модуль Overlay

Интерфейс

Назначение

Procedure OvrClearBuf; Очищает буфер оверлеев
Function OvrGetBuf: Longint; Возвращает текущий размер области оверлеев
Function OvrGetRetry: Longint; Возвращает текущий размер области апробирования в байтах
Procedure OvrlnitfFileName : string);
FileName - имя файла оверлея
Инициализирует менеджер оверлеев и открывает оверлейный файл
Procedure OvrlnitEMS; Если возможно, загружает оверлейный файл в EMS
Procedure OvrSetBuf(Size : Longint);
Size - размер оверлейного буфера
Устанавливает размер оверлейного буфера
Procedure OvrSetRetry(Size : Longint);
Size - размер области в байтах
Устанавливает размер области апробации в буфере оверлеев

 

Содержание |  Назад  |  Вперед